РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ессентуки 07 августа 2012 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,
при секретаре Пилипенко С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косинова С.И. к Федеральной службе безопасности России, Управлению Федеральной службы безопасности России по Ставропольскому краю о возмещении вреда, причиненного здоровью, назначении пожизненной ежемесячной выплаты в счет возмещения вреда здоровью с последующей индексацией суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Косинов С.И. обратился в суд с иском к ФГКУ «2 Служба ФСБ России», в котором просит взыскать в счет возмещения вреда, причиненного здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности *** вследствие военной травмы задолженность в сумме *** рублей, назначить пожизненно ежемесячную выплату в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности *** вследствие военной травмы в *** рублей, начиная с ***, с последующей индексацией.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил военную службу по контракту в Оперативно-координационном управлении по Северному Кавказу ФСБ России (войсковая часть ***) в должности *** Правопреемником войсковой части *** является ФКГУ «2 служба ФСБ России».
*** при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике получил минно-взрывную травму с множественным оскольчатым ранением головы, конечностей, проникающее слепое ранение правового полушария, ушиб головного мозга средней степени тяжести, декомпрессионная трепанация черепа в правой лобно-височно-теменной области.
После оказания первой помощи в день ранения был эвакуирован в *** отдельный медбатальон ***. Откуда после оказания неотложной помощи эвакуирован в в/ч *** ***, где был осмотрен нейрохирургом, выполнена первичная хирургическая обработка ранения черепа и головного мозга ***
*** был эвакуирован в Окружной Военный *** ***. *** для дальнейшего лечения эвакуирован в клинику нейрохирургии ***-медицинскую Академию ***, где пробыл до *** В *** г. *** день находился на реабилитационном лечении в санатории «Ессентуки» ФСБ РФ ***.
С *** по *** находился в нейрохирургическом отделении Центрального *** ФСБ России ***, где *** произведена операция - пластика костного дефекта лобно-височной теменной области справа костным трансплантатном.
Согласно Свидетельству о болезни *** от *** по заключению *** *** полученные травмы признаны военной травмой, и он признан, как «не годен к военной службе». Диагноз: ***
В связи с тем, что ее последствия исключали дальнейшее прохождение военной службы в занимаемой должности, он был уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списка личного состава и со всех видов довольствия.
По заключению врачей МСЭ г.Ессентуки был признан инвалидом *** группы вследствие военной травмы- *** (первично), *** (вторично).
*** по заключению врачей Филиала *** МСЭ *** был повторно признан инвали*** группы вследствие военной травмы, ограничение способности к трудовой деятельности *** степени бессрочно.
С целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности он обратился в ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства Здравоохранения КБР. Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования ***-а от *** процент стойкой утраты профессиональной трудоспособности равен ***%.
В порядке досудебного урегулирования спора он *** обратился с заявлением о возмещении вреда причиненному здоровью военнослужащего, повторное обращение на имя директора ФСБ РФ от *** осталось без ответа.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» Косинов С.И. при увольнении получил страховые выплаты, однако, они являются компенсационными и выплачиваются сверх возмещения вреда. Согласно сведениям, предоставленным из пенсионной группы УФСБ России по Ставропольскому краю, на *** его должностной оклад – начальника группы службы специального назначения составляет *** рубля, оклад по воинскому званию – *** – *** рубля. Размер суммы, подлежащей выплате в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, составляет *** рублей Указанную сумму необходимо взыскивать ежемесячно и пожизненно с применением коэффициентов индексации по нормам гражданского законодательства (глава 59), начиная с ***. В связи с тем, что ответчик не производил соответствующих выплат с момента появления у него права на возмещение вреда, образовалась задолженность в размере *** рублей.
*** истец обратился в суд с заявлением об уменьшении исковых требований, в котором просит суд взыскать с ФГКУ «2 Служба ФСБ России» в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности *** вследствие военной травмы задолженность в сумме *** рублей, назначить пожизненно ежемесячную выплату в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности *** вследствие военной травмы в сумме *** рублей, начиная с ***, с последующей индексацией.
Определением Ессентукского городского суда от *** произведена замена ответчика ФГКУ «2 Служба ФСБ России» на Федеральную службу безопасности России, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы безопасности России по Ставропольскому краю, в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, ФГКУ «2 Служба ФСБ России».
Истец Косинов С.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил суд взыскать с Федеральной службы безопасности России, Управления Федеральной службы безопасности России по Ставропольскому краю в пользу Косинова С.И. в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности *** вследствие военной травмы задолженность в сумме *** рублей, назначить пожизненно ежемесячную выплату в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности ***% вследствие военной травмы в сумме *** рублей, начиная с ***, с последующей индексацией.
Представитель истца Косинова С.И. по доверенности Костин В.А. в судебном заседании поддержал заявленные Косиновым С.И. исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, а также пояснил, что ответчиком не учтено, что в Постановлении от 17.05.2011 N 8-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что все военнослужащие имеют равную с другими гражданами возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда с соблюдением принципов и условий такого возмещения. Из приведенной правовой позиции следует, что к категории граждан, военнослужащие участники боевых действий, исполняющих обязанности по несению воинской службы, применимы нормы ГК РФ - нормы гл. 59 ГК РФ о возмещении ущерба, даже если не установлена вина причинителя и, соответственно, не установлен сам причинитель вреда, так как в боевых действиях установить его не представляется возможным, тем более в правоприменительной судебной практике.
Все вышеперечисленные вопросы были разрешены Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и статьи 1084 ГК Российской Федерации.
Конституционный суд, констатируя тот факт, что в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь, в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы, указал, что данный механизм не предполагает, что возмещение вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих, может сводиться только к выплате страховых сумм и единовременного пособия.
Данное подтверждается Определением от 11 июля 2006 года №276-0.
Выплачиваемые данной категории граждан наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода (*** месяцев), тогда как полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), носит долговременный, как правило - пожизненный, характер. Следовательно, действующий публично-правовой механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья, в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, связанные с невозможностью продолжения военной службы, т.е. непосредственно не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).
Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы,.. .» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15 июля 2009 г. N 13-П, государство в данном случае берет на себя обязательство компенсировать причиненный вред как орган, действующий в публичных интересах. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 27 декабря 2005 г. N 523-0, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
Ответчиком указано, что истцом получены все виды компенсаций, в.т.ч. и компенсация согласно закону №306-Ф3 - *** руб. ежемесячно, как инвалиду ***.
Вместе с тем ответчиком не учтено следующее. Статья 1085 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь.
Конституционный суд в вышеназванных постановлениях делает вывод об адекватном возмещении вреда.
В данном случае суду необходимо произвести сравнение величин дохода Косинова С.И. как если бы он проходил службу в воинской части на той же должности, и величину всех сумм компенсаций, которые он получает в данный момент.
Истец считает, что размер компенсации установленной законом - №306-Ф3 в размере *** руб. в его случае не является адекватным возмещением вреда причиненного его здоровью.
Согласно п. 13 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г. № 306-ФЗ « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы ( сборов) либо после увольнения с военной службы ( отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого его здоровью, в размере: *** рублей - инвалиду *** группы.
В соответствии с ч.2 ст. 5 ФЗ от 07.11.2011г. № ЗОб-ФЗ « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» лицам, указанным в частях 9,10,13 статьи 3 настоящего Федерального закона, получавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона выплаты в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы,.. . призванного на военные сборы, наступившей вследствие военной травмы, либо со смертью (гибелью) инвалида вследствие военной травмы в ином размере, чем предусмотрено частями 9,10,13 статьи 3 настоящего Федерального закона, производятся выплаты в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.
Положениями ст. 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Истец получает компенсацию в размере *** рублей, в соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона 306- ФЗ. И это никем не оспаривается, таким образом, признано его право на получение данной компенсации.
Государственными органами исполнены предписания Конституционного суда РФ внесены соответствующие (вышеназванные) изменения в действующее законодательство, направленные на восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
Вместе с тем, из положений части 3 ст. 79 и части 2 ст. 100 Закона о Конституционном Суде РФ следует: постановление Конституционного Суда РФ обладает обратной силой в отношении дел обратившихся в Суд граждан, их объединений (организаций), а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия этого постановления. Дела, послужившие для заявителей поводом для обращения в Конституционный Суд РФ, подлежат пересмотру компетентными органами. Такой пересмотр осуществляется безотносительно к истечению сроков обращения в эти органы и независимо от того, имеются или отсутствуют основания для пересмотра, предусмотренные иными, помимо Закона о Конституционном Суде РФ, актами
Поскольку статья 15 Конституции РФ содержит императивное указание, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации", неконституционный закон не должен создавать правовые последствия. Именно поэтому постановления Конституционного Суда РФ имеют обратную силу и могут быть основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.
Исходя из вышеизложенного, истец должен был получать компенсацию в счет причиненного вреда здоровью и до введения в действие закона ***-Ф3.
Просил суд взыскать с Федеральной службы безопасности России, Управления Федеральной службы безопасности России по *** в пользу Косинова С.И. в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности *** вследствие военной травмы задолженность в сумме *** рублей, назначить пожизненно ежемесячную выплату в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности ***% вследствие военной травмы в сумме *** рублей, начиная с ***, с последующей индексацией.
Представитель ответчиков ФСБ России, УФСБ России по Ставропольскому краю Ещенко И.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что в период прохождения военной службы в Оперативно-координационном управлении по Северному Кавказу ФСБ России Косинов С.И. получил минно-взрывную травму на территории Северо-Кавказского региона, причинитель вреда не установлен.
Косинов С.И., уволенный приказом ФСБ России от *** *** по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе (подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности военной службе»), был исключен из списков личного состава Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России с *** приказом Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России от *** ***-***.
С *** Косинову С.И. на основании справки серии *** *** впервые установлена вторая группа инвалидности. Причина инвалидности - военная травма. С *** на основании справки серии *** *** установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования от *** *** у Косинова С.И. процент стойкой утраты профессиональной трудоспособности равен ***%.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с пунктом 29.2 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от *** ***, Косинову С.И. со дня увольнения с военной службы, т.е. с ***, была назначена пенсия по инвалидности в размере *** денежного довольствия. К пенсии по инвалидности Косинову С.И. начисляется дополнительная надбавка на иждивенца. Согласно Указу Президента Российской Федерации от *** *** «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» Косинову С.И., признанному в установленном порядке инвалидом вследствие военной травмы, установлено и выплачивается ежемесячно дополнительное материальное обеспечение в размере *** рублей.
В соответствии со статьей 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам главы 59 (статей 1064 - 1101) ГК РФ, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и со статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, что означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда. Таким образом, возможность возмещения причиненного Косинову С.И. вреда здоровью на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
ФСБ России и УФСБ России по Ставропольскому краю непосредственными причинителями вреда здоровью Косинову С.И. не являются, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершали, доказательств вины ответчиков в причинении вреда здоровью истца не представлено, в связи с чем, правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ в отношении истца отсутствуют. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1, 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Статьями 16 и 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определен объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы. Пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
На момент установления Косинову С.И. инвалидности действовал Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», в соответствии с которым истцу были произведены страховые выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью. Данное обстоятельство Косиновым С.И. не оспаривается.
Согласно пункту 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статья 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы. В пункте 2 резолютивной части названого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что федеральному законодателю надлежит не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем, чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
С *** вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В силу п. 13 ст. 3 приведенного Федерального закона при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) *** рублей - инвалиду I группы; 2) *** рублей - инвалиду II группы; 3) *** рублей - инвалиду III группы. Во исполнение приведенного Федерального закона истцу с *** назначена пожизненно ежемесячная выплата в размере *** рублей. Двойное возмещение вреда действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Представитель третьего лица ФГКУ «2 Служба ФСБ России» по доверенности Шкорин А.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Косиновым С.И. исковых требований по основаниям, изложенным представителем ответчиков ФСБ России, УФСБ России по Ставропольскому краю Ещенко И.А.
Старший помощник прокурора города Ессентуки Джанбеков Г.Д. в судебном заседании полагал, что заявленные Косиновым С.И. требования удовлетворению не подлежат.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими обстоятельствами (ст.ст. 59, 60 ГПК РФ).
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании установлено, что Косинов С.И. проходил военную службу по контракту в Оперативно-координационном управлении по Северному Кавказу ФСБ России в должности начальника группы 2 отделения 3 отдела службы специального назначения.
Согласно свидетельству о болезни от *** ***/ВС ***-врачебной комиссии УФСБ России по ***, Косинов С.И. *** при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике получил минно-взрывную сочетанную травму. ***. С *** по *** находился на лечении в Военном госпитале (***), с *** по *** – в Клинике нейрохирургии Военно-медицинской академии, с *** по *** – нейрохирургическом отделении ЦВКГ.
Приказом начальника Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России от *** ***-*** Косинов С.И., уволенный по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности военной службе»), исключен из списков личного состава Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России с ***.
С *** Косинову С.И. на основании справки серии *** *** впервые установлена вторая группа инвалидности. Причина инвалидности - военная травма. С *** на основании справки серии *** *** установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования от *** ***-*** у Косинова С.И. процент стойкой утраты профессиональной трудоспособности равен ***.
С *** истцу Косинову С.И. назначена и выплачивается пенсия по инвалидности в размере *** денежного довольствия, в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с пунктом 29.2. Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от *** ***.
К пенсии по инвалидности Косинову С.И. начисляется дополнительная надбавка на иждивенца. Согласно Указу Президента Российской Федерации от *** *** «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» Косинову С.И., признанному в установленном порядке инвалидом вследствие военной травмы, установлено и выплачивается ежемесячно дополнительное материальное обеспечение в размере *** рублей.
Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам главы 59 ГК РФ, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
В связи с изложенным, возможность возмещения причиненного Косинову С.И. вреда здоровью на основании главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
Между тем, из материалов дела следует, что ответчики непосредственными причинителями вреда здоровью Косинову С.И. не являются, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершали, доказательств вины ответчиков в причинении вреда здоровью истца в суд не представлено, в связи с чем, правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ в отношении истца отсутствуют.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1, 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Статьями 16 и 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определен объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы.
Статьей 18 указанного Федерального закона предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета (п.1).
Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» определены размер страховой суммы и порядок ее выплаты, в том числе в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (пункт 2 статьи 5, статья 11).
Представитель истца по доверенности подтверждает факт получения Косиновым С.И. всех страховых выплат в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
С учетом изложенного, доводы истца о его праве на возмещение вреда здоровью по правилам главы 59 ГК РФ нельзя признать соответствующими регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того следует учитывать, что правило о назначении ежемесячной денежной компенсации при установлении пенсии по инвалидности, в настоящее время, закреплено в п. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат», вступившего в законную силу с 01.01.2012 года.
Данная норма предусматривает, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 7000 рублей - инвалиду второй группы.
Согласно ч. 17 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 142.
В соответствии с пунктом 4 данных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявителю требуется подать в уполномоченный орган по месту жительства соответствующее заявление с приложением документов, указанных в пункте 4 Правил.
Между тем, при рассмотрении данного спора было установлено, что истец обратился в УФСБ России по Ставропольскому краю с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, и согласно заключению УФСБ России по Ставропольскому краю о назначении ежемесячной денежной компенсации от *** Косинову С.И. назначена пожизненно и выплачивается с *** ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере *** - инвалиду *** группы.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ –░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░