Судья – < Ф.И.О. >2 Дело <...>а- 35776/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 ноября 2017 года <...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >8
судей < Ф.И.О. >7, Песецкой С.В.
по докладу судьи краевого суда < Ф.И.О. >7
при секретаре < Ф.И.О. >4,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску < Ф.И.О. >1 к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании действий органа местного самоуправления по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Анапского городского суда от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании действий органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок площадью < Ф.И.О. >16 кв.м. с кадастровым номером 23:< Ф.И.О. >17, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается записью государственной регистрации 23< Ф.И.О. >14, <...>. Являясь арендатором земельного участка, срок аренды которого истекал <...>, он через МФЦ обратился к главе муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о заключении договора аренды на новый срок для продолжения строительства. При этом на земельном участке им велось строительство на основании разрешения на строительство № < Ф.И.О. >15 от <...>. В настоящее время административным истцом возведен объект недвижимости - проектируемое назначение: многоквартирный жилой дом, кадастровый <...>, общей площадью < Ф.И.О. >21 кв.м., право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...>. Кроме того на спорном земельном находятся капитальные объекты электросетевого хозяйства, а именно: кабельная линия 10 кВ с кадастровым номером < Ф.И.О. >20 и кабельная линия 10 кВ с кадастровым номером 23:< Ф.И.О. >13, которые принадлежат < Ф.И.О. >1 на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Однако на его заявление о заключении договора аренды на новый срок он получил письмо УИО <...> от <...>, в котором ему отказали в рассмотрении заявления со ссылкой на то, что не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.
Считает отказ незаконным, просил суд признать незаконными действия Управления имущественных отношений <...>, выразившиеся в отказе в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером < Ф.И.О. >11 площадью < Ф.И.О. >12 кв.м. по <...> и обязать Управление имущественных отношений администрации МО г-к Анапа в течение 7-ми календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ним договор аренды земельного участка сроком на 10 лет.
Обжалуемым решением суда административное исковое заявление < Ф.И.О. >1 к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворено.
Признаны незаконными действия Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в отказе в рассмотрении заявления о предоставлении < Ф.И.О. >1 земельного участка с кадастровым номером < Ф.И.О. >9 общей площадью < Ф.И.О. >10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: комплексное жилищное строительство, расположенного по адресу: <...>, в аренду на 10 лет.
На Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа возложена обязанность в течение 7-ми календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с < Ф.И.О. >1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером < Ф.И.О. >18 общей площадью < Ф.И.О. >19 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: комплексное жилищное строительство, расположенного по адресу: <...> сроком на 10 лет.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа просит отменить указанное решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «СтройКласс» по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований < Ф.И.О. >1
В судебном заседании суда представитель < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >6 просила решение суда оставить без изменения, представитель ответчика не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. В связи, с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с требованиями статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа.
Из материалов дела следует, что < Ф.И.О. >1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером < Ф.И.О. >22 общей площадью < Ф.И.О. >23 кв.м., расположенного по адресу: <...>, ранее принадлежавшего ООО «СтройКласс» на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от <...> <...>, что подтверждается записью государственной регистрации < Ф.И.О. >24 от <...>.
Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения между ООО «СтройКласс» и управлением имущественных отношений был заключен в 2007 году сроком на 10 лет.
Согласно выписке из ЕГРН от <...> < Ф.И.О. >1 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства: многоквартирный дом общей площадью < Ф.И.О. >30 кв.м. с кадастровым номером < Ф.И.О. >25, расположенный в границах спорного земельного участка по адресу: Краснодарский край, <...>.
На спорном земельном участке расположены иные объекты недвижимости, принадлежащие < Ф.И.О. >1 на праве собственности: Сооружение электроэнергетики протяженностью < Ф.И.О. >28 м. с кадастровым номером < Ф.И.О. >26; Линии кабельных электропередач 2КЛ от РП Жилой комплекс «Высокий берег» до ячеек в РУ ЮкВ РП «Малая бухта» протяженностью < Ф.И.О. >29 м. с кадастровым номером < Ф.И.О. >27
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что < Ф.И.О. >1 на спорном земельном участке велось строительство на основании разрешения на строительство № < Ф.И.О. >31 от <...>.
< Ф.И.О. >1 обратился в Управление имущественных отношений <...> с заявлением о заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка на новый срок, однако, ему отказали в рассмотрении заявления со ссылкой на то, что не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно признал указанный отказ несоответствующим закону по следующим основаниям.
Согласно пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи.
Согласно пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В силу пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии подпунктами 9 и 10 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
- земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
- земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства.
В силу положений подпунктов 9,10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены объекты недвижимости или объект незавершенного строительства, осуществляется собственнику таких объектов недвижимости или объекта незавершенного строительства. Указанная норма является императивной.
Подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 названного Кодекса предусмотрено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.
Суд считает, что административный истец, как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке, обладает правом на его приобретение в порядке подп.9 п.2 ст. 39.6 и ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом правовых оснований для отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок у уполномоченного органа не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Поскольку право аренды на спорный земельный участок у административного истца возникло <...>, после внесения в ЕГРН соответствующих сведений, суд считает, что он заблаговременно, то есть до истечения срока действия договора аренды, а именно <...>, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора аренды на новый срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ и пункта 3 статьи 22 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды спорного земельного участка) по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что < Ф.И.О. >1 надлежащим образом исполнял обязанности арендатора спорного земельного участка и в установленный срок обратился в орган местного самоуправления с заявлением о заключении с ним договора аренды на новый срок.
Обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, административный ответчик мог истребовать документы, подтверждающие право на объекты недвижимости административного истца, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Административный ответчик не представил доказательств того, что указанные документы запрашивались им в установленном порядке.
Учитывая указанное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от <...> <...> в рассмотрении заявления административного истца является незаконным и нарушающим право истца на заключение договора аренды земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Анапского городского суда от <...> законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь частью 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анапского городского суда от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено <...>.
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32
< Ф.И.О. >32