Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ.
Кинельский федеральный суд Самарской области
В составе : председательствующего судьи Васева Н.И.
С участием прокурора Сукачевой О.В.
При секретаре Огановой А.А..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Антоновой О.А к администрации городского округа Кинель о предоставлении жилого помещения.
У с т а н о в и л :
Кинельский межрайонный прокурор в интересах Антоновой О.А. просит обязать администрацию городского округа Кинель предоставить Антоновой О.А. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление, указав, что Антонова О.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением главы администрации городского округа Кинель № от ДД.ММ.ГГГГ«О постановке на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма Антонова О.А. включена в список детей- сирот и. поставлена на учет для предоставления жилого помещения.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляется иностранным гражданам, лицам без гражданства.
В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального лайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда но договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются липам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций.
Указанный жилищный фонд в администрации городского округа отсутствует.
Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Кинель, обязан был предоставить Антоновой О.А. по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилого фонда.
Антонова О.А. в судебном заседании поддержала исковое заявление прокурора, указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей и проживает в настоящее время у опекунов. Своего жилья у нее нет. Родителей своих она также не знает. В настоящее время она обучается в сельскохозяйственной академии
Представитель ответчика – администрации городского округа Кинель в судебное заседание не прибыл, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве указали, что исковые требования не признают в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда.
Не отрицают, что Антонова включена в список детей- сирот, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилым помещением.
Своих средств на покупку квартиры и предоставление их детям сирот у них нет.
В настоящее время проводится работа по формированию специализированного жилищного фонда для предоставления жилья примерно <данные изъяты> лицам из числа детей- сирот.
3 лицо : Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в отзыве просили рассмотреть дело в их отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать, так как обеспечение Антоновой О.А. жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца и к нецелевому расходованию бюджетных средств, либо удовлетворить исковые требования при условии их уточнения, предоставив жилое помещение в порядке очередности по списку детей- сирот, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ. указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в ином порядке, понятие»внеочередности» для данной категории лиц утратило силу.
Согласно ч.5 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012г. № 135-ГД список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. Указанный список предоставляется в Министерством. Антонова в указанный список включена. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в данном списке она первой не является.
Объем субвенций формируется за счет средств поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством, в том числе и за счет средств федерального бюджета, объем финансирования распределен по годам, то есть действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилыми помещениями вне очереди фактически перемещает заявление истца наверх списка, что влечет нарушение прав на жилище других детей- сирот.
Выслушав показания сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Антонова О.АДД.ММ.ГГГГ года рождения. состоит в списках детей, оставшихся без попечения родителей на основании решения жилищной комиссии администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГг.№ и поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, то есть нуждается в жилье.
Указанное обстоятельство никем из сторон не оспаривается.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций.
Субвенции на формирование специализированного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ., как указано в отзыве администрации не поступили, лишь планируется поступление <данные изъяты>. для обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты> лиц из числа детей-сирот. Информация о периоде поступления указанных сумм, отсутствует..
Судом установлено, что Антонова О.А.. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.";
На основании п.5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за ДД.ММ.ГГГГ., утвержденной Президиумом ВС. РФ, разъяснено, что право на получение жилья у детей –сирот возникает по окончании попечительства над ними, независимо от получения ими впоследствии высшего образования или иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что дети- сироты не лишены социальной защиты со стороны государства.
Верховный Суд РФ указал, что каждое из оснований предоставления жилых помещений указанным лицам при решении соответствующих споров, имеет самостоятельное значение и прекращение попечительства, а также окончание обучения является основаниями для предоставления ему отдельного жилого помещения на основании договора социального найма, независимо от дальнейшего обучения.
Антонова О.А. достигла совершеннолетия и в полной мере может реализовать права и обязанности, предусмотренные Конституцией РФ и другими нормативными актами.
При указанных обстоятельствах заявление прокурора является законным и обоснованным
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд
Решил :
Обязать администрацию городского округа Кинель предоставить Антоновой О.А ДД.ММ.ГГГГ года рождения. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня провозглашения.
Судья -