№2-191/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Курсавка 04 апреля 2016 года
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Танчук Л.Н., при секретаре судебного заседания Морозовой И.А., с участием: помощника прокурора Андроповского района Ставропольского края Масленникова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-191/2016 по заявлению прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Андроповского района Ставропольского края обратился в Андроповский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распостранение которой в Российской Федерации запрещено, в обосновании которого указано следующее. Прокуратурой Андроповского района, расположенной по адресу <адрес>, в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере экстремизма и терроризма и проверки исполнения федерального законодательства об оружии осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого выявлен факт размещения в указанной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет странице с адресом: <данные изъяты> информацию с указанием конкретного способа незаконного приобретения боевого оружия. В соответствии с. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон №149-ФЗ) в российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Как следует из пункта 4 ст. 2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ). Как следует из положений ст. 4 Закона российской Федерации от 27.12.1991 №21224-1 «О средствах массой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Пункт 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной и информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статья 6 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии (далее – Закон №150-ФЗ) предусматривает ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия. На территории Российской Федерации запрещаются: оборот в качестве гражданского и служебного оружия: которое имеет форму, имитирующую другие предметы; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метального действия. В соответствии со ст. 9.1 закона №150-ФЗ производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Закона № 150-ФЗ правом на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного, охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия обладают граждане достигшие 18 лет, получившие лицензию на приобретение конкретного вида оружия. Как следует из положений ст. 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации. Указанная на интернет-сайте <данные изъяты> информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 20.8 КоАП РФ – нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), может способствовать их совершению, что подтверждается актом осмотра данного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на интернет-сайте <данные изъяты>, находится в свободном доступе для неопределенного круга лиц, содержит информацию о конкретных способах приобретения боевого оружия. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет странице: <данные изъяты> содержащей информацию, распространение которого в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 1.1 Закона №149-ФЗ. В этой связи к рассмотрению настоящего заявления необходимо привлечь Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор), как федеральный орган исполнительной власти, которым в соответствии с пунктом 5.1.7 положения о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, осуществляется создание, формирование и ведение указанного Единого реестра. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ) информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании заявления прокурора. Вышеуказанные материалы обнаружены в служебном помещении кабинета прокуратуры Андроповского района, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем заявление подается по подсудности в Андроповский районный суд. Изучением положений преамбулы Закона №114-ФЗ и ст. 28 Закона №150-ФЗ установлено, что регулируемые ими правоотношения являются сходными применительно к целям защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просил суд:
- признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора Андроповского района Ставропольского края Масленников Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, будучи надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте слушания, дела в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии предусматривает ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия. На территории Российской Федерации запрещаются: оборот в качестве гражданского и служебного оружия: которое имеет форму, имитирующую другие предметы; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метального действия
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьями Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств наступает уголовная ответственность.
Статьей 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Согласно со ст. 9.1 закона №150-ФЗ производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Закона №150-ФЗ правом на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского ОООП, спортивного, охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия обладают граждане достигшие 18 лет, получившие лицензию на приобретение конкретного вида оружия.
В соответствии со ст. 28 Закона №150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что информация, содержащаяся на интернет-сайте <данные изъяты>, находится в свободном доступе для неопределенного круга лиц, содержит информацию о конкретных способах незаконного приобретения боевого оружия.
Действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами не урегулирован порядок признания указанной выше информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В соответствии со ст. 9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 статьи 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ст. 15.1 Закона №149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В ходе проверки, организованной прокуратурой района по факту выявления информации о незаконных способах изготовления самодельного оружия осуществляемой посредством сети «Интернет», не представилось возможным установить личности и место жительства (место нахождения) лиц, осуществивших производство и распространение данных материалов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании заявления прокурора.
Вышеуказанные материалы обнаружены в служебном помещении кабинета прокуратуры Андроповского района, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем заявление подается по подсудности в Андроповский районный суд.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
Из копии скриншотов Интернет-сайта <данные изъяты> следует, что на сайте имеется информация о конкретных способах незаконного приобретения боевого оружия, распространяемой посредством сети «Интернет» информации распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает требования прокурора Андроповского района Ставропольского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Андроповского района Ставропольского края Трофимовой А.В., действующей в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено
Настоящее решение суда является основанием для внесения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Андроповский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Н. Танчук