Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-536/2017 ~ М-629/2017 от 25.09.2017

Дело №2а-536/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2017 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

при секретаре Ивановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чернышева А.Н. к Агентству государственного имущества и земельных отношений ... и Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании незаконным решения от 17.08.2017 года об отказе в предварительном соглашении предоставления в аренду земельного участка для размещения гаража и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что оспариваемым решением Чернышеву А.Н. было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 92 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала ..., условный номер земельного участка ..., расположенного по адресу: ..., для размещения гаража. Отказ мотивирован нахождением на испрашиваемом участке объекта недвижимого имущества, на который не предоставлены правоустанавливающие документы. Истец просит признать решение ответчика незаконным, указывая на нахождение объекта- металлического гаража, не относящегося к недвижимому имуществу и возложить на ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка.

В судебном заседании истец Чернышев А.Н. поддержав иск, дополнил, что земельный участок площадью 92 кв.м. с условным номером ..., расположен по адресу: ..., то есть рядом с его домовладением. На данном участке уже более 15 лет размещён металлический гараж, который не относится к недвижимому имуществу, поскольку не имеет фундамента. Осенью 2016 года заместителем Главного государственного инспектора в Барышском и Кузоватовском районах по использованию и охране земель Смирновым С.Н. проводилась проверка соблюдения требований земельного законодательства и ему было предписано устранить нарушения, путём приобретения права на используемый под металлическим гаражом земельный участок. В целях выполнения указанного предписания он обратился в Агентство госимущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность или аренду земельного участка для размещения гаража, на что был получен отказ, с которым он не согласен.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В отзыве возражая против иска указано, что Чернышев А.Н. обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под гаражи и автостоянки. Письмом от 17.08.2017 года № 5662 заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Предварительное согласование предоставления земельного участка предполагает право лица на приобретение земельного участка без проведения торгов. Вместе с тем, в соответствии с земельным законодательством административный истец таким правом не обладает. Согласно информации представленной заявителем, а также согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории на испрашиваемом земельном участке по адресу: ..., расположен металлический гараж (без фундамента). Предоставление земельного участка в аренду для размещения металлического гаража не предусмотрено действующим законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства гаража возможно путём проведения торгов в форме аукциона. Исходя из положений подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации на аукционе осуществляется предоставление земельных участков, свободных от строений, в том числе не являющихся объектами капитального строительства. Таким образом, у Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отсутствуют правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 92 кв. м в кадастровом квартале ... с условным номером ... на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления Чернышеву А.Н. в аренду земельного участка.

Представитель Администрации муниципального образования «Барышский район» в судебное заседание не явился. В суд предоставлено заявление о рассмотрении иска в отсутствие представителя. Кроме того указано на отсутствие возражений по иску.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законности решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

а также, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверив материалы дела, заслушав доводы административного истца, ознакомившись с доводами ответной стороны, суд исходит из следующего.

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьями 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу (п. 18 ст. 1); Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (п. 21 ст. 1). В указанной части Федеральный закон вступил в силу с 01 марта 2015 года (п. 1 ст. 35).

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов регламентированы статьёй 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которая включена в главу V.1 данного Кодекса. При этом пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015).

Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения; обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка; осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Из обстоятельств дела следует, что более пятнадцати лет назад истец возвёл металлический гараж, не являющийся объектом недвижимости, на земельном участке площадью 92 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала ..., условный номер земельного участка ..., расположенном по адресу: ....

Поскольку какого-либо решения о предоставлении истцу указанного земельного участка, для размещения гаража, находящегося в фактическом пользовании Чернышева А.Н. в установленном порядке не принималось, суд приходит к выводу о том, что земельный участок занят истцом самовольно, то есть без оформления правоустанавливающих документов на землю.

Вместе с тем, именно желая оформить использование указанного выше земельного участка, Чернышевым А.Н. в августе месяце 2017 года было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования земельного участка для проведения аукциона на право заключения договора аренды. Цель использования участка- расположение гаража.

При таких условиях попытка истца официально оформить землепользование с указанием цели использования спорного земельного участка «размещение гаража» на конкурсной основе не противоречит принципу платности землепользования в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечивает эффективное использование земельных участков в границах муниципальных образований.

Письмом от 17 августа 2017 года Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказало Чернышеву А.Н. в формировании земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением на испрашиваемом участке объекта недвижимости.

Исходя из позиции, изложенной в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.

Таким образом, предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.

Бремя доказывания законности оспариваемого решения частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложено на административного ответчика, что обязывает последнего обосновать наличие достаточных оснований для принятия данного решения.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Согласно пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. Закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на спорном земельном участке расположен объект- металлический гараж, который не относится к недвижимому имуществу и в силу закона не подлежит государственной регистрации.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела ответчик, в частности, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не доказал наличие фактических обстоятельств, на которых основано принятое им и оспариваемое истцом решение. Применительно к положениям подпункта "в" пункта 3 части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное обстоятельство является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Кроме того, указание Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в письме от 22.03.2017 года (исх.1847) о том, что в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок с условным номером ... с видом разрешенного использования - гаражи и автостоянки расположен в территориальной зоне «Ж-1» - Зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, противоречит информации, предоставленной Администрацией МО «Барышский район» Ульяновской области, в соответствии с которой земельный участок расположен в зоне «Ж-2» -Зона малоэтажной смешанной жилой застройки, по мнению суда, также не может служить основанием обосновывающим принятое ответчиком решение. Поскольку, как следует из решения Совета депутатов МО «Земляничненское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области № 6/19 от 01.07.2016 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов МО «Земляничненское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области № 5/17 от 01.07.2011 года» внесены изменения и дополнения. «п.1.1 В статье 57. Описание зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Жилые зоны. В «Ж-1 зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами» в основные виды разрешенного использования добавить следующие подпункты: «культовые объекты», «объекты торговли», «гаражи и автостоянки», «хозяйственные постройки», «сады», «огороды», «палисадники», «здания котельных и тепловых пунктов» (п.п.1.1.1.) В «Ж-2 зона малоэтажной смешанной жилой застройки» в основные виды разрешенного использования добавить следующие подпункты: «культовые объекты», «объекты торговли», «гаражи и автостоянки», «хозяйственные постройки», «сады», «огороды», «палисадники», «здания котельных и тепловых пунктов» (п.п.1.1.4.)

Определяя способ устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд считает необходимым возложить на Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка установленном законом порядке.

Кроме того, суд учитывает, что заявив о необходимости проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования - «для размещения гаража», заявитель принял на себя риск неблагоприятных последствий в виде возможной победы на торгах иного участника, который вправе будет требовать устранения любых препятствий в пользовании арендованным земельным участком от третьих лиц. У ответчика в данном случае отсутствует обязанность обеспечить кому-либо преимущественное право пользования спорным земельным участком. Исключение последнего из гражданского оборота действующее законодательство не предусматривает.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 17 августа 2017 года об отказе Чернышеву А.Н. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 92 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала ..., условный номер земельного участка ..., расположенного по адресу: ..., для размещения гаража.

Обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области утвердить схему расположения земельного участка площадью 92 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала ..., условный номер земельного участка ..., расположенного по адресу: ..., для размещения гаража.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2017 года

2а-536/2017 ~ М-629/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернышев А.Н.
Ответчики
Администрация МО "Барышский район"
Агенство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
Суд
Барышский городской суд Ульяновской области
Судья
Зотова Л. И.
Дело на странице суда
barishinskiy--uln.sudrf.ru
25.09.2017Регистрация административного искового заявления
25.09.2017Передача материалов судье
26.09.2017Решение вопроса о принятии к производству
26.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2017Производство по делу приостановлено
23.10.2017Производство по делу возобновлено
23.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2018Дело оформлено
26.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее