Дело № 2-1514/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием истца Картунина Ю.А., представителя истца Лазарева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 27 мая 2016 года дело по иску Картунина Ю.А. к администрации МОГО «Инта» о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Картунин Ю.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья по категории «работающие» по дате постановки на учет <....> с составом семьи 4 человека, включая супругу и двоих детей. В обоснование заявленных требований указал, что с <....> отец истца Картунин А.М. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на переселение из РКС, с составом семьи 3 человека. <....> администрацией МО ГО "Инта" произведен перевод очереди на истца как на члена семьи заявителя. Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 21.01.2016 № 1/37 истец снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет <....> Ссылаясь на положения Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П, истец считает постановление Администрации МО ГО "Инта" о снятии его с учета незаконным. Законодательством, действовавшим на момент постановки на учет отца и истца в качестве члена его семьи на учет, предусматривалось, что правом на получение жилищных субсидий обладают граждане, проживающие в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. Истец родился <....> в г. Инте и с рождения проживает в г. Инте. На момент постановки истца на учет истец проживал в г. Инте более 17 лет, в связи с чем истец приобрел право состоять в очереди на получение жилищной субсидии с <....> Действующим Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ право граждан на получение жилищных субсидий не связывается со сроком проживания в районах Крайнего Севера. В течение 5 лет после перевода очереди на истца ответчиком производилась отметка очередности истца, истец не был снят с учета. На момент перевода очереди на истца <....> трудовой стаж истца в районах Крайнего Севера составил <....> лет <....> месяца <....> дней.
Истец в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, пояснил, что его отец состоял на учете на переселение с составом семьи 3 человека, включая супругу и сына (истца). В <....> г. родители истца выехали из г. Инты на постоянное место жительства. Истец всю жизнь проживал в г. Инте, на момент перевода очереди на истца в <....> г. он уже имел 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором требования не признал, поскольку на дату постановки на учет Картунина А.М. истец не имел 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчик просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо Минстрой РК в отзыве просил отказать в иске, указал, что на дату постановки на учет Картунина А.М. действовали Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ, Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937, которыми предусматривалось, что субсидии предоставляются гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 10 лет. На дату постановки на учет <....> у истца отсутствовал требуемый стаж.
Заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, учетное дело истца, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Картунин А.М. (отец истца) поставлен на учет граждан на переселение из районов Крайнего Севера <....> с составом семьи 3 человека, включая супругу Картунину Н.М. и сына Картунина Ю.А. (истца). В <....> гг. Картунин А.М. проходил перерегистрацию в качестве участника программы переселения. <....> истец обратился в Администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о признании его заявителем на переселение из районов Крайнего Севера в связи с выездом отца из г. Инты. В дальнейшем истец ежегодно подавал в администрацию МО ГО "Инта" заявления о предоставлении ему государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека.
Постановлением администрации МОГО «Инта» от 21.01.2016 № 1/37 истец снят с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании пп. «г.» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.
По состоянию на дату постановки отца истца на учет – на <....> действовал Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", а также Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937.
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.
При этом в соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в домах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, и коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Коэффициент работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по следующей шкале: от 10 до 15 лет - 0,75; от 15 до 20 лет - 0,80 и т.д. При выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывается с коэффициентом 0,5. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.
Из буквального толкования статьи 5 следует, что минимальным стажем работы в районах Крайнего Севера, при котором гражданин приобретал право на получение жилищной субсидии, являлся стаж работы 10 лет. Формулировка указанной статьи «коэффициент стажа работы (пребывания)» не может толковаться таким образом, что для приобретения права на получение жилищной субсидии достаточно 10 лет пребывания в районах Крайнего Севера. Данная формулировка применяется только к случаям суммирования стажа работы и времени пребывания в районах Крайнего Севера на пенсии, инвалидности или в качестве безработного.
В соответствии с пунктом 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 (в первоначальной редакции, действовавшей на 22.04.1997), за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Таким образом, действовавшим на 22.04.1997 законодательством предусматривалось, что правом на получение жилищных субсидий на переселение из районов Крайнего Севера имеют граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 10 лет. На указанную дату истец достиг возраста <....> лет, 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера не имел. То есть на указанную дату истец самостоятельным правом на получение жилищной субсидии не обладал, его право было производным от права его отца.
Согласно материалам учетного дела истца <....> отец истца Картунин А.М. приобрел в собственность по договору купли-продажи жилой дом площадью 60 кв.м по адресу: <....>. Указанный дом находился в собственности Картунина А.М. по состоянию на <....> (на дату получения Администрацией МО ГО "Инта" выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество).
На дату постановки Картунина А.М. на учет для получения жилищной субсидии обязательным условием для предоставления жилищной субсидии являлась нуждаемость получателя жилищной субсидии в улучшении жилищных условий.
На дату приобретения Картуниным А.М. вышеназванного дома действовал Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, законодательством о жилищных субсидиях предусмотрено в качестве обязательного условия предоставления жилищных субсидий отсутствие у получателя и членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера.
С момента приобретения в собственность жилого дома в г. <....> (<....>) Картунин А.М. утратил право на получение жилищной субсидии, истец также утратил указанное право, так как его право было производно от права отца.
В соответствии с пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
В заявлении от <....> на имя руководителя администрации МО ГО "Инта" о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством» Картунин А.М. указал заведомо ложные сведения об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.
Таким образом, Картунин А.М. подлежал снятию с учета в связи с наличием жилого помещения в г. <....> и в связи с сообщением им ложных сведений, имеющих значение для определения у него права на получение социальной выплаты. Картунин А.М. утратил право на получение социальной выплаты еще в 2002 г., и истец как член его семьи, не обладавшим самостоятельным правом на получение социальной выплаты, также подлежал снятию с учета. В связи с этим <....> очередь на получение социальной выплаты была переведена на истца неправомерно.
На основании вышеизложенного требования истца подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Картунину Ю.А. в иске к Администрации МО ГО "Инта" о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты на переселение из районов Крайнего Севера по категории «работающие» с даты постановки на учет <....> отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.06.2016.
Судья Л.В. Махнева