Дело № 2-11/2019
УИД: 66RS0036-01-2018-001489-60
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,
при секретаре судебного заседания Яшечкиной А.И.,
с участием помощника прокурора г. Кушва Паршукова А.Ф.,
представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа Мартынова К.Б.,
представителя общества с ограниченной ответственностью «Родник» Семенова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушва, предъявленного в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Кушвинского городского округа об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кушва, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Кушвинского городского округа об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что для целей питьевого водоснабжения жителей Кушвинского городского округа согласно реестру Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа эксплуатируются скважины в количестве 51 штуки согласно перечню.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч. ч. 3,4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнению источника.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечивать качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления, который осуществляет полномочия собственника в отношении данных источников, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
В силу ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Частью 2 статьи 23, частью 4 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
Во исполнение п. 8.11 решения расширенного заседания коллегии при прокуратуре области от 27.07.2018 проведена проверка исполнения требований законодательства об охране и использовании недр, в ходе которой установлено, что администрацией Кушвинского городского округа заключен муниципальный контракт на разработку проектов зон санитарной охраны только по двум скважинам во исполнение решения Кушвинского городского суда Свердловской области от 02.05.2017 по делу № 2-320/2017. Администрацией Кушвинского городского округа не приняты все необходимые и достаточные меры по разработке проекта организации зоны санитарной охраны и получению положительного санитарно-эпидемиологического заключения иных скважин, используемых для питьевого водоснабжения.
С учетом того, что на момент проверки проекты организации зоны санитарной охраны не разработаны и не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, а установленная законодательством процедура по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты достаточно длительная и требует последующего представления их в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для утверждения, а также учитывая количество скважин, необходимым, разумным и достаточным для выполнения данных обязанностей администрацией Кушвинского городского округа является срок три года со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор г. Кушва, действуя в защиту неопределенного круга лиц, просит обязать ответчика в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения городского округа на источники хозяйственно-питьевого водоснабжения городского округа, имеющие следующие реестровые номера и расположенные по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
получить в Качканарском отделе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны указанных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения городского округа, которые представить на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, подготовить документы в соответствии с п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 30.05.2007 № 479-ПП «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти по Свердловской области по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в леченых целях».
Определением от 28.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа и общество с ограниченной ответственностью «Родник» (далее – ООО «Родник») (л. д. 99 – 102).
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Представитель ответчика /-/, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 106), в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
С учетом положений ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.
От ответчика поступил отзыв, в котором указано, что администрация Кушвинского городского округа не вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с финансированием мероприятий по разработке зон санитарной охраны источников нецентрализованного водоснабжения, поскольку решение о выделении денежных средств на эти цели принимается Думой Кушвинского городского округа. Кроме того, согласно имеющимся коммерческим предложениям стоимость разработки одного проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения с получением положительного санитарно-эпидемиологического заключения в органах Роспотребнадзора в среднем составляет 263 333 рубля 35 копеек. Бюджет Кушвинского городского округа является дотационным, дефицитным, выполнить мероприятия в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу не представляется возможным.
На сегодняшний день администрацией Кушвинского городского округа, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа, ООО «Родник» проведены инвентаризационные мероприятия, по результатам которого исключению из реестра муниципальной собственности подлежат водозаборные скважины, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кушва Паршуков А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснил, что ответчиком не оспорено проведение проверки исполнения требований законодательства об охране и использовании недр на законном основании. В ходе проведения проверки было установлено, что для целей питьевого водоснабжения на территории Кушвинского городского округа используется более 51 скважины, на которые не разработаны проекты зон санитарной охраны, несмотря на то, что данные объекты включены в реестр муниципальной собственности и администрация должна нести обязанности по содержанию данного имущества. Скважины эксплуатируются ООО «Родник», которое находится в стадии банкротства, и его деятельность направлена на удовлетворение требований кредиторов. Администрация городского округа устранилась от исполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности, в надлежащем состоянии.
Помощник прокурора настаивает на том, что необходимым и достаточным сроком для разработки проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения городского округа в количестве 51 штуки, получения в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора положительных санитарно-эпидемиологических заключений и представления их на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является два года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа Мартынов К.Б., действующий на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что КУМИ КГО не отрицает факт нахождения в муниципальной собственности скважин согласно тому перечню, который содержится в исковом заявлении. Однако, учитывая специфику бюджеты отношений, а также дотационный характер местного бюджета, администрация КГО и КУМИ КГО не смогут выполнить необходимые действия в отношении всех скважин в течение двух лет. В настоящее время заключен муниципальный контракт на разработку проекта зоны санитарной охраны одного источника, однако несмотря на то, что срок контракта, установленный в 90 календарных дней, заканчивается, работы по нему до сих пор не ведутся, что свидетельствует также о наличии определенных проблем у самих организаций, с которыми заключаются подобные контракты. Кроме того, стоимость работ по контракты варьируется от 200 000 рублей, следовательно, на разработку проектов в отношении 51 скважины необходимо выделить из местного бюджета более 13 млн.рублей. Таким образом, на исполнение решения суда необходим срок 4 года.
Кроме того, как отражено в акте технического обследования скважин, четыре скважины будут демонтироваться в течение года (одни находятся в неудовлетворительном состоянии, другие отключены от сетей водоснабжения), более точный период указать невозможно, поскольку выполнение данных работ будет возможно после выделения из местного бюджета денежных средств. Указать размер затрат, которые необходимо осуществить при демонтаже скважин, представитель КУМИ КГО не смог.
Представитель ООО «Родник» Семенов А.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании подтвердил, что ООО «Родник» обслуживает сети водоснабжения и водоотведения Кушвинского городского округа. В настоящее время четыре скважины, расположенные в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, с учетом их состояния рекомендуется демонтировать. Остальные скважины не осматривались. Также подтвердил, что качество воды в Кушвинском городском округе в осенне – весенний период ухудшается по показателям мутности и цветности. В целом по качеству воды пояснить не может ввиду отсутствия у него необходимой информации. Разрешение заявленных исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Заслушав доводы помощника прокурора г. Кушва, возражения сторон, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со Стратегией водной безопасности Свердловской области на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 08.06.2017 № 409-ПП, одной из основных причин неудовлетворительного качества воды в поверхностных источниках является отсутствие зон санитарной охраны на водозаборах; одним из приоритетных направлений в решении проблемы гарантированного обеспечения населения качественной питьевой водой является организация и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11).
Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника. Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 23 указанного Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Судом установлено, что в Реестре муниципальной собственности Кушвинского городского округа находится 60 водозаборных скважин, используемых для добычи подземных вод для целей водоснабжения населения (л. д. 16 – 26). Согласно ответу главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ проекты зон санитарной охраны есть у скважин 49, 54, 55, 14, 15, 21, 28, 46 (л. д. 13).
На выполнение работ по разработке проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Кушвинского городского округа, расположенных по адресам: <адрес>, около жилого <адрес>, 17; <адрес>, между администрацией Кушвинского городского округа (Заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «Эко-Планета» (Исполнителем) заключен муниципальный контракт №/Р ИКЗ № (л. д. 28 – 32).
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (ссудодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Родник» (ссудополучатель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом №, в соответствии с которым ссудодатель передает в безвозмездное пользование, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование муниципальное имущество, используемое для оказания услуг (п.1.1 договора, л.д.75).
В материалы дела представлен проект организации зон санитарной охраны I, II, и III поясов подземных источников водоснабжения (водозаборные скважины № 21, 22, 23, 24, 9), эксплуатируемые с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения жилых районов Кушвинского городского округа (л. д.43 – 66).
Доказательств несоответствия указанных проектов установленным требованиям прокурором г. Кушва в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Ответчиком суду не представлены проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Кушвинского городского округа, оставшихся источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Кушвинского городского округа, и доказательства их разработки и утверждения в установленном законом порядке.
Решения, вынесенные по заявленным аналогичным исковым требованиям, по тому же предмету, по тем же основаниям, между теми же сторонами, ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.
Ответчик не отрицал, что им не выполнены требования указанных выше норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, на пятьдесят одну скважину, перечень которых содержится в исковом заявлении.
Поскольку в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» субъектом несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является, в том числе, орган местного самоуправления, следовательно, администрация Кушвинского городского округа является надлежащим ответчиком по делу. Непосредственное осуществление ООО «Родник» деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию Кушвинского городского округа от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления ООО «Родник» своей деятельности.
Поскольку суду не представлены доказательства того, что некоторые скважины не находятся в реестре муниципальной собственности, а следовательно, у ответчика нет оснований для разработки в отношении них проектов ЗСО и получения на них соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в отношении все источников питьевого водоснабжения, поименованных в исковом заявлении.
Прокурор г. Кушва просит предоставить администрации Кушвинского городского округа срок для исполнения решения – в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Заявленное требование прокурора к числу исключений не относится.
В то же время суд учитывает следующее.
Как следует из п. 1.1. Положения «Об администрации Кушвинского городского округа», утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа от 19.05.2011 № 558, администрация Кушвинского городского округа в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.
Согласно п. п. 6.6 Положения финансовое обеспечение деятельности администрации Кушвинского городского округа осуществляется по бюджетной смете в пределах средств на содержание администрации Кушвинского городского округа, утвержденных решением Думы Кушвинского городского округа о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 5 Устава, составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Устава утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относятся к исключительной компетенции Думы Кушвинского городского округа.
Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления ответчику из бюджета Кушвинского городского округа денежных средств в необходимом размере.
Также суд учитывает, то, что установленная законодательством процедура по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты достаточно длительная и требует последующего представления их в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской для утверждения.
При таких обстоятельствах, учитывая сроки подготовки проектов ЗСО, подготовки санитарно-эпидемиологических заключений, подготовки документов и направление их в уполномоченный орган для утверждения, а также длительность процедуры выделения денежных средств, суд находит необходимым, разумным и достаточным для выполнения данных обязанностей администрацией Кушвинского городского округа срок продолжительность три года.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, являясь органом местного самоуправления, выступая в суде в качестве ответчика, также освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.05.2007 № 479-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.