РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 марта 2015 г. |
город Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Жидкова Т.Г.,
при секретаре судебного заседания – Балдиной М.К.,
с участием заявителя Попова Н.Н., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <иные данные> Попова <иные данные> об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с направлением личного дела, а также бездействия указанного должностного лица, выразившегося в невыдаче документов, и взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Попов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что <дата> при следовании к месту прохождения лечения был незаконно исключен из списков личного состава воинской части. Предписание для постановки на воинский учет не выдавалось. <дата> он обратился к командиру войсковой части № посредством почтовой связи с просьбой выдать ему предписание для постановки на временный учет в отдел военного комиссариата <адрес> и <адрес>, справку о неиспользовании воинских перевозочных документах (Далее - ВПД) формы 1 и 2. На момент подачи заявления указанные документы, в том числе трудовая книжка, ему не были выданы, что вызывало физические и нравственные страдания. Кроме того, его личное дело без его письменного согласия было направлено в отдел № военного комиссариата <адрес>, в результате чего он не может оформить пенсию. Он лишен возможности встать на учет в центре занятости, приобрести необходимые ему лекарства, пройти курс реабилитации в санатории. Считая, что указанными действиями нарушаются его права, Попов просит суд:
- признать незаконным преждевременное направление командиром войсковой части № его личного дела в отдел № военного комиссариата <адрес>, обязав указанное должностное лицо вернуть его на временный учет в отдел военного комиссариата <адрес> и <адрес>;
- обязать командира войсковой части № оформить надлежащим образом и выдать ему предписание для постановки на воинский учет; справку о неиспользованных ВПД формы 1 и 2 и трудовую книжку;
- взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
В обоснование заявления Попов дал объяснения, суть которых сводится к тому, что до настоящего времени ответа на свой рапорт от <дата> не получил, трудовая книжка не оформлена и ему не выдана. Копия предписания для постановки ему на воинский учет и справка о неиспользовании ВПД ему выданы <дата> благодаря действиям сотрудника военной прокуратуры, проводившего проверку по его жалобе. Вместе с тем выдача указанных документов сопровождалась действиями, унижающими его честь и достоинство. Кроме того заявитель показал, что оригинал медицинской справки он в войсковую часть не сдавал, а направил лишь ее копию.
Командир войсковой части № и начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (Якутия)», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, а потому в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ военный суд рассмотрел данное дело без их участия.
Заслушав объяснения заявителя и исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа командующего войсками <иные данные> военного округа от <дата> №, Попов уволен с военной службы <иные данные>
Из выписки из приказа командующего <иные данные> общевойсковой армией от <дата> № видно, что заявитель исключен из списков личного состава войсковой части № с <дата>.
Согласно решению Белогорского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившего в законную силу, вышеуказанный приказ признан незаконным в части исключения Попова из списков личного состава воинской части с <дата> и дата исключения заявителя из указанных списков изменена на <дата>, в остальной части приказ оставлен без изменения.
В обоих приказах содержится указание о том, что заявитель подлежит направлению на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>.
Из листов бесед, проведенных командиром войсковой части № с заявителем следует, что в ходе бесед вопрос о месте постановки на воинский учет Попова выяснялся и последний сам указывал о месте постановки на учет в <адрес>. Указанное обстоятельство заявитель подтвердил в ходе судебного заседания.
Как следует из исследованных материалов личного дела Попова, истребованного из отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес>, в том числе предписания о постановке на воинский учет, командир войсковой части № направил личное дело заявителя по месту постановки на учет в отдел военного комиссариата <адрес>
Доводы Попова о том, что в июне 2014 года в ходе беседы с командиром части указывал предположительное место постановки на воинский учет, не зная, будет ли ему проведена хирургическая операция и какой сложности она будет, а после возвращения из госпиталя планировал подать рапорт на имя командира войсковой части № об изменении места постановки на воинский учет, на данный вывод суда не влияют, поскольку командир воинской части, направляя личное дело заявителя в военный комиссариат по единственно указанному заявителем избранному месту жительства, каких-либо прав Попова не нарушил, а его требование признать незаконным преждевременное направление командиром войсковой части <иные данные> его личного дела в отдел № военного комиссариата <адрес> <адрес> обязав указанное должностное лицо вернуть его на временный учет в отдел военного комиссариата <адрес> и <адрес>, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя о том, что преждевременное, по его мнению, направление личного дела по месту жительства, указанному Поповым в ходе беседы с командиром войсковой части №, повлекло нарушение его прав на получение пенсионного обеспечения, являются ошибочными, поскольку в соответствии со ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, проходившие военную службу по контракту, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Относительно требований заявителя о возложении на командира войсковой части № обязанности оформить надлежащим образом и выдать предписание, справку о неиспользованных ВПД формы 1 и 2 и трудовую книжку, военный суд считает необходимым отметить следующее.
Из акта от <дата> следует, что заявитель, помимо прочего, отказался получать предписание для постановки на воинский учет.
Как следует из рапорта от <дата>, Попов обратился к командиру войсковой части с просьбой выдать ему предписание для постановки на учет в <адрес> и справку о неиспользованных ВПД.
Согласно приказу командира войсковой части № № от <дата> рапорт Попова удовлетворен и ему предписано выдать справку о неиспользовании ВПД на установленном бланке.
Как следует из материалов дела, в том числе копии книги выдачи предписаний, а также копии справки формы 1, а также объяснений Попова, вышеназванные документы выданы ему <дата>.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Пункт 21 предусматривает внесение в трудовую книжку по месту работы с указанием соответствующих документов запись о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Как следует из материалов дела, в том числе послужного списка, Попов проходил военную службу по контракту, командир войсковой части № не являлся по отношению к нему работодателем и до поступления на военную службу по контракту заявитель трудового стажа не имел.
Поскольку трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника и оформляется работодателем при заключении трудового договора, Попов проходил военную службу по контракту и обладал правовым статусом военнослужащего, а положения ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не предусматривают возможности оформления трудовой книжки военнослужащему, у командира войсковой части № отсутствовала обязанность оформления заявителю трудовой книжки, а также обязанность по ее выдаче при увольнении Попова с военной службы в запас.
Требования в части выдачи Попову предписания и справки о не использовании ВПД Ф 1 и Ф 2 также не подлежат удовлетворению, поскольку данные документы на момент судебного разбирательства выданы заявителю, справка выданная на бланке требования формы 1, с указанием, что льгота по проезду и перевозке личного имущества не была использована, соответствует требованиям приказа Министра обороны РФ от 06 июня 2001 года N 200.
Доводы Попова о том, что <дата> ему получение предписания не предлагалось, что, по его мнению, следует из прослушанной по его ходатайству аудиозаписи его телефонного разговора с военнослужащим, участвовавшим в оформлении акта об отказе, являются необоснованными, поскольку из содержания разговора данное обстоятельство не следует.
Поскольку в удовлетворении требований заявителю отказано, то оснований для удовлетворения требования о возмещении морального вреда у суда не имеется.
Доводы Попова о незаконных, по его мнению, действиях командования войсковой части №, связанных с его увольнением с военной службы, разрешением его рапорта от <дата>, а также некорректном поведении, допущенном неоднократно, в отношении него, в том числе <дата>, а также причиненным ему в связи с этим моральным вредом, на вышеизложенные выводы суда не влияют, поскольку соответствующие требования Поповым не заявлялись и данные обстоятельства предметом судебной проверки не являлись.
Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Попова <иные данные> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 16 марта 2015 года.
Председательствующий по делу Т.Г. Жидков