Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2016 года
Дело № 2-1043/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2016 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Морозовой И.Ю.,
при секретаре Малышевой А.В.,
с участием
истца Кравченко С.И.,
представителей ответчика Веричевой Л.В., Соловьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко С.И. к Государственному автономному образовательному учреждению Мурманской области дополнительного образования детей «Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия» о взыскании материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко С.И. обратилась в суд с иском к Государственному автономному образовательному учреждению Мурманской области дополнительного образования детей ««Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия»» (далее - ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия») о взыскании материальной помощи. В обоснование заявленных требований указала, что работала у ответчика с 03 августа 2009 года по 31 августа 2015 года педагогом-организатором, уволилась по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию. Согласно Закону Мурманской области от 11 декабря 2013 года «О социальной поддержке педагогических работников государственных областных организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей и специалистов государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имела право за отработанный год получить денежную компенсацию в виде материальной помощи, выплачиваемую ежегодно всем сотрудникам сферы образования Мурманской области. Однако при полном расчете при увольнении сотрудники отдела кадров ответчика умышленно умолчали о том, что она должна была написать заявление на данный вид льготы. Указанная выплата в размере должностного оклада при полном расчете выплачена не была, чем нарушено трудовое законодательство. 13 октября 2015 года истец обратилась к ответчику с письменным заявлением с просьбой произвести выплату, однако ей было незаконно отказано. Отказ ответчика мотивирован тем, что истец не состоит в трудовых отношениях с ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия». Полагает данный отказ незаконным, так как данная выплата положена истцу по итогам отработанного года. Просила обязать директора ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия» Кулакова С.В. произвести ей выплату в размере должностного оклада, взыскать с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче документов в суд.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнила, просила взыскать с ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия» материальную помощь, предусмотренную Законом Мурманской области «О социальной поддержке педагогических работников…» в размере должностного оклада в сумме 7800 рублей.
В судебном заседании истец Кравченко С.И. заявленные требования поддержала в полном объеме. Полагала, что ежегодную материальную помощь работодатель должен был ей выплатить при предоставлении отпуска с последующим увольнением, при этом сотрудники отдела кадров обязаны были предложить ей написать заявление на получение материальной помощи. Пояснила, что ранее в период работы у ответчика работникам заранее сообщали, что будут производиться выплаты материальной помощи и надо написать соответствующее заявление.
Представители ответчика Веричева Л.В. и Соловьева Е.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласились в полном объеме, поддержали доводы письменного отзыва. Представитель Веричева Л.В. указала, что выплата материальной помощи в соответствии с Законом Мурманской области от 20.12.2013 № 1705-01-ЗМО «О социальной поддержке педагогических работников …» носит заявительный характер, выплачивается на основании заявления работника, состоящего в трудовых отношениях с соответствующей образовательной организацией. О том, что для получения материальной помощи требуется написать заявление истцу было известно, так как в предыдущие годы работы в учреждении она неоднократно такие заявления подавала. Обращаясь с заявлением о предоставлении отпуска с последующим увольнением, истец заявление на выплату материальной помощи не подавала. Поскольку соответствующее заявление от Кравченко С.И. поступило после ее увольнения из учреждения, когда в трудовых отношениях она с ответчиком не состояла, истцу было отказано в выплате материальной помощи. Просили в иске отказать.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом Мурманской области от 20.12.2013 N 1705-01-ЗМО «О социальной поддержке педагогических работников государственных областных организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей и специалистов государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам указанных организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона педагогическим работникам государственных областных организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителям государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются меры социальной поддержки, в том числе, выплата педагогическому работнику и руководителям государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодной разовой материальной помощи в размере одного должностного оклада.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 20.12.2013 N 1705-01-ЗМО порядок выплат по социальной поддержке указанным категориям работников утверждается Правительством Мурманской области.
Во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Мурманской области от 04.03.2014 № 101-ПП утвержден Порядок выплат по социальной поддержке педагогическим работникам государственных областных организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность, и руководителям государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что ежегодно каждому педагогическому работнику и руководителям государственных областных образовательных организаций Мурманской области и государственных областных организаций Мурманской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается разовая материальная помощь в размере одного должностного оклада.
Выплата материальной помощи производится по заявлению работника. На разовую материальную помощь районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера не начисляются.
В силу пункта 8 Порядка, педагогическим работникам указанные выплаты производятся по основному месту работы.
Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных пунктами 3 - 7 настоящего Порядка, производится за счет средств областного бюджета (пункт 10).
Судом установлено, что Кравченко Светлана Ивановна в период с 03 августа 2009 года состояла в трудовых отношениях с ответчиком – ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия» в должности педагога-организатора отдела организационно-массовой работы, что подтверждено копиями трудовой книжки, трудового договора №34-09 от 03.08.2009, приказа о приеме на работу (л.д. 83-92, 93-94,106-115).
Коллективным договором и Положением об оплате труда, действующими в учреждении, предусмотрено оказание педагогическим работникам мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Мурманской области ( раздел IV Коллективного договора, пункт 3.3.9 Положения об оплате труда) (л.д.64,66).
31 августа 2015 года истец уволена с занимаемой должности по собственному желанию на основании личного заявления от 26 мая 2015 года, что подтверждается копиями трудовой книжки, приказа о расторжении трудового договора № 50-к от 02.06.2015.
На момент увольнения должностной оклад истца составлял 7800 рублей в соответствии с дополнительным соглашением № 230-13 от 04.10.2013 к трудовому договору № 34-09 (л.д.91).
15 октября 2015 года в ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия» поступило заявление Кравченко С.И. от 13 октября 2015 года о выплате материальной помощи за отработанное время 2014-2015 гг.
На указанное заявление истцу учреждением дан ответ от 19.10.2015, согласно которому Кравченко С.И. отказано в выплате материальной помощи, так как на момент поступления заявления о выплате материальной помощи истец не состояла в трудовых отношениях с ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия», поскольку была уволена 31 августа 2015 года (л.д.10).
Оценивая правомерность действий ответчика по отказу истцу в выплате материальной помощи, суд приходит к следующему.
Как установлено из объяснений сторон, в 2015 году до момента увольнения истец действительно не обращалась к ответчику с соответствующим заявлением о выплате материальной помощи, в заявлениях о предоставлении отпуска от 26.05.2015 и об увольнении истец не указала просьбу о выплате материальной помощи за текущий год.
Из объяснений истца установлено, что о заявительном порядке выплаты указанной меры социальной поддержки ей было известно.
Представленными ответчиком копиями заявлений истца за 2013, 2014 годы подтверждается, что ранее в период работы истец ежегодно обращалась к ответчику с заявлениями о выплате разовой материальной помощи.
Учитывая, что пунктом 6 Порядка выплат по социальной поддержке педагогическим работникам, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 04.03.2014 № 101-ПП предусмотрено, что выплата ежегодной разовой материальной помощи в размере одного должностного оклада производится по заявлению работника.
В силу пункта 2 Порядка, в нем используются основные понятия, установленные статьей 1 Закона Мурманской области от 20.12.2013 N 1705-01-ЗМО.
Положениями статьи 1 Закона Мурманской области от 20.12.2013 N 1705-01-ЗМО предусмотрено, что педагогический работник (педагог) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с государственной областной организацией Мурманской области, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством Мурманской области в сфере социальной поддержки педагогическим работникам государственных областных организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность предусмотрено предоставление мер указанной поддержки лишь лицам, состоящим с данными организациями в трудовых отношениях.
В отсутствие соответствующего заявления от Кравченко С.И., оснований производить выплату материальной помощи при окончательном расчете с истцом при увольнении, у ответчика не имелось. В связи с чем доводы истца об обязанности ответчика выплатить данную сумму при окончательном расчете судом не принимаются.
Истец обратилась с заявлением о выплате разовой материальной помощи после расторжения трудового договора с ответчиком, то есть на момент подачи заявления уже не являлась работником образовательного учреждения, в трудовых отношениях с ним не состояла.
При таких обстоятельствах, разовая материальная помощь в размере одного должностного оклада выплате Кравченко С.И. на основании заявления от 13 октября 2015 года не подлежала.
Таким образом, ответчик правомерно отказал истцу в выплате материальной помощи.
Доводы истца о том, что сотрудники отдела кадров обязаны были до увольнения предложить ей написать заявление на получение материальной помощи, умышленно скрыли необходимость написания такого заявления, являются необоснованными, в связи с чем судом не принимаются. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя предлагать работникам подать заявление на выплату материальной помощи. Указанные истцом обстоятельства невыплаты материальной помощи другим уволившимся работникам к рассмотрению настоящего иска отношения не имеют.
Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Кравченко С.И. о взыскании с ГАОУ МОДОД «МОЦДОД «Лапландия» материальной помощи в размере должностного оклада в сумме 7800 рублей.
При таких обстоятельствах, иск Кравченко С.И. удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В связи с чем, на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная Кравченко С.И. государственная пошлина по чеку-ордеру от 26 ноября 2015 года в размере 300 рублей подлежит возврату истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кравченко С.И. к Государственному автономному образовательному учреждению Мурманской области дополнительного образования детей «Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия» о взыскании материальной помощи в размере должностного оклада в сумме 7800 рублей – отказать.
Возвратить Кравченко С.И. государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 26 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Ю. Морозова