Решение по делу № 2-3846/2017 ~ М-2995/2017 от 13.07.2017

Дело №2-3846/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи         Чашиной Е.В.,

при секретаре         Федосееве Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьева А.А. к военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным решения о сокращении социальных гарантий при увольнении в запас, возложении обязанности поставить отметку о праве на льготы в пенсионном удостоверении,

У С Т А Н О В И Л:

Воробьев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным решения о сокращении социальных гарантий при увольнении в запас, возложении обязанности поставить отметку о праве на льготы в пенсионном удостоверении, указав в обоснование заявленных требований, что с учетом решения Калининградского гарнизонного военного суда от 09 марта 2017 года его выслуга лет составила 20 лет 04 месяца и ему была назначена пенсия по выслуге лет. Однако в его пенсионном удостоверении серии <данные изъяты> в графе «Отметка о праве на льготы» отсутствует соответствующая запись, что лишает его права на льготы по охране здоровья и медицинскую помощь, гарантированное п.5 ст. 16 Федерального закона "О «статусе военнослужащих». При этом ответчик указывает на отсутствие у него необходимой продолжительности военной службы 20 лет, с чем он не согласен, поскольку период обучения в государственном учреждении высшего профессионального образования подлежит включению в выслугу лет на основании вышеуказанного решения военного суда, Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и иных категорий военнослужащих по контракту», Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

В судебном заседании истец Воробьев А.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указал, что под выслугой лет понимается продолжительность нахождения на военной службе; Постановлением Конституционного Суда РФ №6-П от 18 марта 2004 года было определено, что в военную службу в ряде случаев могут учитываться периоды, непосредственно не связанные с военной службой»; согласно Постановлению Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года в расчет выслуги лет подлежит включению период обучения.

В судебном заседании представители ответчика военного комиссариата Калининградской области Кожина О.В. и Гордиенко С.Г. с заявленными исковыми требованиями не согласились, просили отказать, указали, что льготы, о которых просит истец, предоставляются при наличии 20 лет военной службы, а не выслуги лет; в понятие военной службы учеба в высшем учебном заседании не входит.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что приказом командующего Балтийским Флотом от ДД.ММ.ГГГГ Воробьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира 128 бригады надводных кораблей Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> и всех видов обеспечения.

С ДД.ММ.ГГГГ Воробьев А.А. была назначена пенсия за выслугу лет, общая продолжительность которой составила 20 лет 04 месяца 04 дня. При этом в данный расчет также вошел период обучения в высшем учебном заведении продолжительностью 02 года 06 месяцев (не более 5 лет учебы из расчета один год учебы за 06 месяцев службы).

ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано соответствующее пенсионное удостоверение серии <данные изъяты> , в котором в графе «Отметка о праве на льготы» стоит прочерк.

Не согласившись с таким лишением его права на льготы, Воробьев А.А. обратился в военный комиссариат Калининградской области, однако из данного ему ответа следует, что положения ч.5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на него не распространяются, поскольку период обучения в зачет военной службы не входит, без этого периода его выслуга лет составила только 17 лет 10 месяцев 04 дня.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Воробьев А.А. указывал, что период обучения подлежит зачету в выслугу лет, ссылался на соответствующие положения закона, а также на решение Калининградского гарнизонного военного суда от 09 марта 2017 года, которым было признано незаконным решение ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» об отказе в зачете ему в выслугу лет периода обучения в гражданском образовательном учреждении.

Вместе с тем, приведенные доводы истца основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства в силу следующего.

Действительно, согласно частям 2-4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Также военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Кроме того, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом согласно части 5 данной статьи права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Таким образом, вышеприведенные социальные гарантии распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы по перечисленным основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. То есть в данной статье речь идет о продолжительности военной службы, а не о продолжительности выслуги лет, как ошибочно указывает истец.

Из представленных в материалы дела документов следует, что продолжительность военной службы истца (в льготном исчислении) составляет только 17 лет 10 месяцев 04 дня, тогда как согласно вышеприведенным положениям ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" необходимая продолжительность военной службы должна составлять 20 лет.

Действительно, выслуга лет Воробьев А.А. составила 20 лет 04 месяца 04 дня, однако при ее подсчете помимо вышеуказанного периода военной службы был включен период обучения в гражданском учебном заведении, продолжительностью 02 года 06 месяцев.

Между тем, такой период обучения в гражданском учебном заведении, хотя и включается в подсчет выслуги лет, тем не менее, в подсчет военной службы не входит.

Понятие военной службы дано в Федеральном законе от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В частности, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

При этом согласно ст. 37 этого же Федерального закона военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Таким образом, период обучения в гражданском учебном заведении военной службой не является.

Действительно, положениями ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрена возможность зачета в выслугу лет времени обучения военнослужащих до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Однако такой зачет предусмотрен только для определения выслуги лет для назначения пенсии. Возможности же зачета в период военной службы времени обучения в гражданских образовательных организациях приведенные положения закона не предусматривают, в связи с чем ссылки истца на них неосновательны.

Не предусмотрено такой возможности и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы", на которое истец сослался в судебном заседании.

Вынесенное Калининградским гарнизонным военным судом решение от 09 марта 2017 года также указывает на зачет периода обучения истца в гражданском образовательном учреждении только в выслугу лет для назначения пенсии, но не в продолжительность военной службы.

Более того, о различии понятий «военная служба» и «выслуга лет» в нормах действующего законодательства свидетельствуют положения ст. 18 вышеприведенного Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 и пункта 1 вышеназванного Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941, определяющие периоды, подлежащие зачету в выслугу лет и согласно которым военная служба является лишь одной из составляющих выслуги лет, наряду со временем обучения и иными периодами.

Право же на льготы, предусмотренное ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как выше уже указывалось, предоставлено военнослужащим, имеющим продолжительность военной службы, а не выслуги лет, 20 лет и более. Однако у Воробьев А.А. такой продолжительности военной службы не имеется.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что пенсионное удостоверение оформлено истцу правильно, примененные ответчиком нормы пенсионного законодательства являются обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования Воробьева А.А. к военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным решения о сокращении социальных гарантий при увольнении в запас, возложении обязанности поставить отметку о праве на льготы в пенсионном удостоверении – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2017 года.

    

Судья: Е.В. Чашина

2-3846/2017 ~ М-2995/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробьев Андрей Александрович
Ответчики
Центр социального обеспечения военного комиссариата Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Чашина Е.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
13.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2017Передача материалов судье
18.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2017Предварительное судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
10.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2017Дело оформлено
04.12.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее