РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г.Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,
с участием представителя истца Жинь Э.И.,
при секретаре Дмитриевой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2479/2021 по исковому заявлению Лазаревой Аллы Борисовны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Лазарева Алла Борисовна предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка, указав при этом следующее.
Лазареву Владимиру Георгиевичу, супругу истца, на основании распоряжения главы администрации м.р.Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, был выделен в собственность земельный участок по адресу: <адрес>
При оформлении документов на указанный земельный участок, в отношении него были произведены работы по межеванию и закреплению границ на местности. Было подготовлено землеустроительное дело, которое было сдано в орган регистрации для осуществления кадастрового учета.
28.12.2011г. по указанному заявлению органом кадастрового учета принято решение об осуществлении кадастрового учета и присвоении земельному участку кадастрового номера №
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет со статусом временный, однако данные сведения не были отражены в кадастровом паспорте от 28.12.2011г., полученным Лазаревым В.Г. Таким образом, он не обладал информацией о необходимости регистрации права собственности в определенные сроки и в случае пропуска указанного срока об аннулировании сведений о земельном участке. Согласно дате постановки на учет, срок статуса временный истекал 28.12.2016г.
21.01.2016г. Лазарев В.Г. умер, не успел оформить право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №. Для оформления наследственных прав, Лазарева А.Б. была вынуждена обратиться в Ставропольский районный суд Самарской области.
Определением об утверждении мирового соглашения Ставропольского районного суда Самарской области от 15.10.2018г. за Лазаревой Аллой Борисовной было признано право собственности на земельный участок для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>
Для восстановления записи о земельном участке, истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением о восстановлении записи о земельном участке.
28.09.2020г. был получен ответ, согласно которого для регистрации права собственности на участок истец должен повторно провести кадастровые работы и обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете.
Истец, в целях восстановления документов и проведения межевания земельного участка, обратилась к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Кадастровым инженером Степановым В.Г. был изготовлен межевой план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадь 158 кв.м.
Орган кадастрового учета уведомлением от 03.06.2019г. приостановил действие по осуществлению кадастрового учета в связи с расположением части участка в границах береговой полосы пруда. После обращения в Минлесхоз Самарской области границы земельного участка были скорректированы в соответствии с письмом ведомства от 25.12.2019г. за №.
23.03.2021г. кадастровым инженером изготовлен очередной межевой на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Уточненная площадь по межевому плану составила 1353 кв.м.
07.05.2021г. истец получила уведомление о не устранении причин государственного кадастрового учета. В уведомлении регистратор рекомендовал представить межевой план, содержащий в составе приложений утвержденную схему расположения земельного участка. Кроме того, указал на образование земельных участков установленных в ст.11.3 Земельного Кодекса РФ.
В сложившейся ситуации истец лишена возможности поставить на кадастровый учет земельный участок, фактически владея и пользуясь им. Межевой план от 23.03.2021г. подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с повторным образованием земельного участка. В ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что границы смежных земельных участков внесены в ЕГРН и согласование с их собственниками не требуется. Границы участка Лазаревой А.Б. формировались по сложившемуся использованию и соответствуют проекту организации и застройки СНТ «Кирилловское». При подготовке межевого плана учтены замечания Минлесхоза Самарской области. Учитывая указанное, формирование земельного участка в других границах в отличных от приведенных в иске координатах приведет к изломанности, чересполосице и нарушению требований, предъявляемых к кадастровым работам. Разработка проекта межевания и работы по определению местоположения спорного участка приведут, в силу перечисленных обстоятельств, к тождественным результатам.
В связи с отсутствием иного, внесудебного порядка, истец была вынуждена обратиться за защитой своих прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением, в котором просит:
Установить границы земельного участка, принадлежащего Лазаревой Алле Борисовне, площадью 1353 кв.м, категория для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес> в границах согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ООО «Меркатор» Степановым В.Г. от 23.03.2021г.
Сведения о характерных точках границ земельного участка | ||
Обозначение характерных точек |
Координаты, м | |
X |
Y | |
1 |
458111.57 |
1347889.16 |
2 |
458096.69 |
1347883.34 |
3 |
458095.94 |
1347882.41 |
4 |
458054.93 |
1347875.33 |
н5 |
458059.80 |
1347841.78 |
н6 |
458065.38 |
1347833.18 |
н7 |
458075.66 |
1347848.05 |
н8 |
458087.11 |
1347860.26 |
н9 |
458112.49 |
1347879.45 |
1 |
458111.57 |
1347889.16 |
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 25.08.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: администрация с.п.Кирилловка м.р.Ставропольский Самарской области (л.д.1-2).
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 24.09.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства, охраны и природопользования Самарской области, Ергунова Зоя Николаевна, Лазарев Артем Владимирович (л.д.93).
Истец Лазарева А.Б. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении, рассмотрении дела без её участия не просила. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. При этом, воспользовалась своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Представитель истца Жинь Э.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-69), в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без его участия не просил, возражений относительно заявленных требований не предоставил.
Представитель третьего лица администрации с.п.Кирилловка м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ просил о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без его участия не просил.
Представитель третьего лица СНТ «Кирилловское» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ о рассмотрении дела без своего участия. Согласно представленного отзыва, споры по границам со смежными землепользователями отсутствуют, задолженности по уплате членских взносов у Лазаревой А.Б. не имеется.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, охраны и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без своего участия не просил.
Третьи лица Ергунова З.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ просила о рассмотрении дела без своего участия. Согласно представленного отзыва, споров по границам с истцом не имеется, границы истца существуют более 15 лет.
Третье лицо Лазарев А.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без своего участия не просил.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 15 ЗК РФ закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что земельный участок был выделен в собственность Лазареву Владимиру Георгиевичу, супругу истца, на основании распоряжения главы администрации м.р.Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.23, 59).
При оформлении документов на указанный земельный участок, в отношении него были произведены работы по межеванию и закреплению границ на местности. 14.11.2007г., зам. начальника Территориального отдела № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области утверждено землеустроительное дело, подготовленное ООО «ФОСФОР+ИНВЕСТ» (л.д.43-52).
28.12.2011г. по указанному заявлению органом кадастрового учета принято решение об осуществлении кадастрового учета и присвоении земельному участку кадастрового номера №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.11-12).
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет со статусом временный, однако данные сведения не были отражены в кадастровом паспорте от 28.12.2011г., полученным Лазаревым В.Г. Таким образом, он не обладал информацией о необходимости регистрации права собственности в определенные сроки и в случае пропуска указанного срока об аннулировании сведений о земельном участке. Согласно дате постановки на учет, срок статуса временный истекал 28.12.2016г.
21.01.2016г. Лазарев В.Г. умер, не успел оформить право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 15.10.2018г. за Лазаревой А.Б. признано право собственности на земельный участок, для ведения садоводства, площадью 1458 кв.м. и на садовый дом, общей площадью 80 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.53-55).
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу пп.3 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Таким образом, Лазаревой Алле Борисовне на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Для восстановления записи о земельном участке, истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением о восстановлении записи о земельном участке.
28.09.2020г. был получен ответ, согласно которого для регистрации права собственности на участок истец должен повторно провести кадастровые работы и обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете.
Истец, в целях восстановления документов и проведения межевания земельного участка, обратилась к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Кадастровым инженером Степановым В.Г. был изготовлен межевой план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадь 158 кв.м.
Орган кадастрового учета уведомлением от 03.06.2019г. приостановил действие по осуществлению кадастрового учета в связи с расположением части участка в границах береговой полосы пруда (л.д.62-65). После обращения в Минлесхоз Самарской области границы земельного участка были скорректированы в соответствии с письмом ведомства от 25.12.2019г. (л.д.56)
23.03.2021г. кадастровым инженером Степановым В.Г. изготовлен межевой на земельный участок по адресу: <адрес>. Уточненная площадь по межевому плану составила 1353 кв.м (л.д.27-52).
Данный земельный был сформирован на основании проекта организации и застройки территории СНТ «Кирилловское», утвержденного распоряжением Администрации Ставропольского района № от ДД.ММ.ГГГГ., границы которого формировались в соответствии с проектом организации и застройки территории СНТ «Кирилловское».
Площадь земельного участка была определена с нормативной точностью и составила 1353 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о неустранении причин государственного кадастрового учета. В уведомлении регистратор рекомендовал представить межевой план, содержащий в составе приложений утвержденную схемы расположения земельного участка. Кроме того, указал на образование земельных участков установленных в ст.11.3 Земельного Кодекса РФ (л.д.57-58).
Межевой план кадастрового инженера Степанова В.Г. научно-технически и нормативно обоснован, содержит логичные, последовательные и обоснованные выводы, четко изложены действия и этапы работ, которые провел кадастровый инженер по обоснованию границ земельного участка, выполнен в соответствии с нормами ст.22 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 ФЗ РФ от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ФЗ РФ от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Граница проведена в соответствии с фактическим использованием с учетом сведений ЕГРН на смежные земельные участки, ранее поставленные на ГКН по материалам межевания.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
При разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков(п.21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта установленная граница вносится в ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017).(Аналогичная позиция содержится в Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, А23-5138/2014)
В материалы дела также предоставлено письменное заявления Ергуновой З.Н., согласно которого она является собственником смежного земельного участка с участком, принадлежащим истцу, споров по границам земельных участков не имеет, не возражает против установления местоположения границ участка Лазаревой А.Б.
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения конфигурации, площади и координат земельного участка, споры о границах отсутствуют, границы на местности определены. Доказательства обратного суду не представлено.
Поскольку материалами дела подтверждено, что имеется расхождение между фактическими границами земельного участка истца, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании ст.12, 209, 304 ГК РФ, 209 ГК РФ, ст.11.1, 15 ЗК РФ, ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лазаревой Аллы Борисовны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ земельного участка – удовлетворить.
Установить границы земельного участка, принадлежащего Лазаревой Алле Борисовне, площадью 1353 кв.м, категория для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес> в границах согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ООО «Меркатор» Степановым В.Г. от 23.03.2021г.
Сведения о характерных точках границ земельного участка | ||
Обозначение характерных точек |
Координаты, м | |
X |
Y | |
1 |
458111.57 |
1347889.16 |
2 |
458096.69 |
1347883.34 |
3 |
458095.94 |
1347882.41 |
4 |
458054.93 |
1347875.33 |
н5 |
458059.80 |
1347841.78 |
н6 |
458065.38 |
1347833.18 |
н7 |
458075.66 |
1347848.05 |
н8 |
458087.11 |
1347860.26 |
н9 |
458112.49 |
1347879.45 |
1 |
458111.57 |
1347889.16 |
Решение Ставропольского районного суда Самарской области является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о место положении границ земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья В.Л. Магда
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2021 года.