Дело № 2-820/12
Р Е Ш Е Н И Е (вступило в законную силу 21.08.2012)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 20 июля 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истицы Майковой Н.А.,
представителя ответчика Рябовой С.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майковой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Майкова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии,
- возложить обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности медицинской сестры – воспитателя в яслях <***> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг; период работы в должности воспитателя в детском саду №*** с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг; время нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Майкова Н.А. обратилась в УПФР в г. Можге и Можгинском районе УР для назначения пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением начальника УПФР за №*** ей отказано в назначении пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего стажа.
В льготный трудовой стаж не был включен период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, поскольку педагогическая нагрузка Майковой Н.А. на тот момент составляла 30 часов в неделю, тогда как в соответствии с постановлением Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 г. с 18.04.2003 г. для воспитателей дошкольных образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Истица считает решение УПФР необоснованным, поскольку в спорный период действовало постановление Правительства УР и Государственного Совета УР от 28.09.1995 г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», которым норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. Данное обстоятельство, по мнению истицы, не должно влиять на ее пенсионное обеспечение.
Период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности медицинской сестры - воспитателя в яслях <***> подлежит зачету в специальный стаж, т.к. истица работала на соответствующей должности в учреждении для детей, реализующим образовательные программы и обеспечивающим обучение воспитанников.
В соответствии с Типовым штатами дошкольных детских учреждений яслей-садов, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 08.08.1960 г. № 1197, за оспариваемый период в штате учреждения имеются должность «воспитатель» и должность «медицинская сестра». Должность «медсестра – воспитатель ясельной группы» отсутствует. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.07.2005 г. № 440 работа в должности «воспитатель ясельной группы» засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме этого, ответчик не зачел в специальный стаж истицы период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, который является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
В судебном заседании истица Майкова Н.А. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно истица пояснила, что в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг она работала в детских яслях <***> воспитателем. В трудовой книжке сделана запись, что она работала в данный период медсестрой-воспитателем, поскольку на период отсутствия медсестры она замещала данную должность.
Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Управлением ПФР правомерно исключены периоды работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности медсестры-воспитателя в яслях <***>», с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности воспитателя в МДОУ «Детский са<***>». Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ. Пункт 4 Правил предусматривает включение периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.09.2000 г. при условии выполнения педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогическим работникам образовательных учреждений» норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы для воспитателей, составляла 36 часов в неделю, тогда как у истицы норма педагогической нагрузки в спорный период составляла 30 часов.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Период нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значится, а лишь должен учитываться при подсчете общего трудового стажа. Кроме того, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истица педагогической деятельностью не занималась, учебной нагрузки не имела. Факт сохранения среднего заработка и уплата страховых взносов в данные периоды не влияет на возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком № 781 и ранее действовавшими нормативными документами, устанавливающими перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, наименование должности «медсестра-воспитатель» не предусмотрено.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Майкова Н.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 22 года 11 месяцев 16 дней, вместо требуемых 25 лет (л.д. 10-12).
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 год 6 мес. 26 дн.) - работа в должности медсестры-воспитателя в яслях <***>,
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (всего 5 мес. 10 дн.) – работа в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад <***> при выполнении учебной нагрузки 30 часов в неделю,
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (11 дней) – период нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в МДОУ «Детский сад <***>
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст. 27 указанного Закона,- списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781)
В соответствии со Списком № 781 работа в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В течение спорного периода (с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг) действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Статьей 58 данного Закона Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям специалистов, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данный Перечень (раздел 2) включал работу в должности медицинской сестры в детских яслях в стаж работы в сфере здравоохранения; а работу в должности воспитателя в детских садах, объединенных яслях-садах в стаж педагогической работы (раздел № 1).
В пункте 4.1 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснено, что при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг она работала в яслях <***> в должности медсестры – воспитателя (л.д. 14). Согласно приказу о приеме на работу Майкова Н.А. принята на должность патронажной медицинской сестры (л.д. 28). В тарификационном списке работников по состоянию на дд.мм.гггг истица значится медсестрой (л.д. 49). Далее в приказах по личному составу должность Майковой Н.А. указана как воспитатель: приказ №*** от дд.мм.гггг – перевести м/с Майкову воспитателем на замену отпусков с дд.мм.гггг, приказ №*** от дд.мм.гггг – патронажную м/с Майкову перевести воспитателем с дд.мм.гггг на замену больничных листов, приказ №*** от дд.мм.гггг – воспитательнице Майковой дд.мм.гггг работать на 1,5 ст. по производственной необходимости, приказ №*** от дд.мм.гггг – патронажную м/с Майкову Н.А. перевести на группу на замену б/л, приказ №*** от дд.мм.гггг – разрешить воспитателю Майковой 0,25 ст. няни по производственной необходимости с дд.мм.гггг, приказ №*** от дд.мм.гггг – разрешить воспитателю Майковой 0,5 ставки патронажной сестры, приказ №*** от дд.мм.гггг – разрешить м/с Майковой работать на 1 ст. воспитателем и на 0,5 ст. патронажной м/с с дд.мм.гггг, приказ №*** от дд.мм.гггг – патронажную м/с Майкову перевести воспитателем на подмену отпускников и разрешить 2 ч. патронажной м/с с дд.мм.гггг, приказ №*** от дд.мм.гггг – на период б/л воспитательницы К.Г.Н. воспитательнице Майковой работать на 1,5 ст. с дд.мм.гггг, приказ №*** от дд.мм.гггг воспитателю Майковой разрешить 0,5 ставки воспитателя с дд.мм.гггг на период б/л Т.Н.М. (л.д. 28-29).
В приказе №*** от дд.мм.гггг содержатся сведения о предоставлении воспитательнице Майковой Н.А. очередного отпуска на 36 рабочих дней с дд.мм.гггг, что согласуется со ст. 61 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, письмом Минпроса СССР от 09.07.1970 г. № 67-М «О продолжительности ежегодных отпусков и сокращенном (в связи с вредными условиями труда) рабочем дне работников учреждений, организаций и предприятий системы Министерства просвещения СССР», и свидетельствует о её работе воспитателем.
Свидетель К.Г.Н. суду пояснила, что с 1981 г. по ноябрь 1992 г. работала воспитателем в детских яслях <***>». Майкова работала в период с 1986 по 1987 г. во второй средней группе воспитателем, а она – в старшей группе. Все группы были ясельные, воспитывались дети в возрасте до 3-х лет.
Свидетель Б.М.Ш. суду пояснила, что в период с 1976 г. по 2000 г. она работала воспитателем в детских яслях «<***>». Все группы в яслях были ясельного возраста, воспитывались дети в возрасте до 3-х лет. В период с 1986 по 1987 гг. Майкова работала в яслях воспитателем. Старшей медицинской сестрой в яслях являлась С.В.Е.
Оценивая изложенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истица была принята в детские ясли «<***>» на должность медсестры ясельной группы, а также в спорный период работала воспитателем во время отсутствия основных работников по причине болезни, отпуска. Исходя из наименования учреждения, Приказа Минпроса СССР от 31.12.1971 г. № 103 «Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений» в детских яслях <***> осуществлялось воспитание детей ясельного возраста.
Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные законодательные положения, суд приходит к выводу, что вышеуказанный спорный период может быть просуммирован в целях определения продолжительности педагогического стажа работы.
Кроме того, следует учитывать, что пунктом 9 Правил № 781 предусматривается включение в стаж педагогической работы за период до дд.мм.гггг работы в должности медсестры ясельной группы.
Согласно пункту 4 Правил № 781, начиная с 1 сентября 2000 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Из материалов дела следует, что учебная нагрузка Майковой Н.А. в спорный период составляла 30 часов в неделю.
При этом истица в указанный период работы выполняла норму педагогической нагрузки, установленную пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета УР № 82 и Правительства УР № 258 от 29.09.1995 г. «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (данный пункт утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства УР от 08.04.2004 г. № 45; Президиума Государственного Совета УР от 13.04.2004 г. № 175-III).
Указанное Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. вынесено субъектом РФ в рамках полномочий, предоставленных статьей 3 Закона РФ «Об образовании», позволяющей субъектам Российской Федерации принимать соответствующие нормативные акты, не противоречащие федеральным законам.
На момент принятия Постановления Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 на федеральном уровне отсутствовал соответствующий документ, устанавливающий норму педагогической нагрузки воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, следовательно, данное Постановление не противоречило федеральному законодательству и подлежало применению.
Постановление Правительства УР от 28.09.1995 г. № 82/258 принято к исполнению работодателем истицы и ей установлена в оспариваемый период норма рабочего времени 30 часов в неделю.
Сторонами не оспаривается, что указанная норма рабочего времени истицей выполнялась и заработную плату она получала в полном объеме, как за выполнение всего объема педагогической нагрузки.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный период работы подлежит включению в стаж Майковой Н.А. для досрочного назначения пенсии.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Майкова Н.А. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии,- 22 года 11 месяцев 16 дней и подлежащими включению вышеуказанных спорных периодов (2 года 17 дн.), общий стаж истицы является достаточным для назначения досрочной пенсии на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг Следовательно, решение УПФР в г. Можге и Можгинском районе №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии является незаконным, исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Майковой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии Майковой Н.А. .
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР включить Майковой Н.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы в должности медсестры-воспитателя в яслях <***> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, периоды работы в должности воспитателя в МДОУ «Детский сад №***» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.