Дело № 2-36/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 20 февраля 2020 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Рахимовой Ю.Б.,
с участием истица Беликов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беликов В.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к заключению и исполнению договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, внесении изменений в график движения спецтранспорта,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Беликов В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РК, <адрес> не организован сбор твердых коммунальных отходов, при этом истцу выставляются счета за, якобы, оказанную услуг по вывозу ТКО. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Автоспецтранс» с требованием о заключении с ним публичного договора по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном виде, на что ответчик ответил отказом. Истец полагает данный отказ в заключении публичного договора незаконным, просит суд обязать ответчика заключить с ним публичный договор и начать осуществлять деятельность по обращению с ТКО по <адрес> в <адрес>, включив указанную улицу в схему обращения с отходами, аннулировать все ранее выставленные счета за обращение с ТКО, взыскать в его пользу расходы по оплате госпошлины.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «МСА», администрация Костомукшского городского округа.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования. Просит суд признать действия ООО «Автоспецтранс» по выставлению счетов на оплату за обращение с ТКО в адрес истца незаконными, отменить начисление платы и пени за обращение с ТКО с мая 2018 года, обязать ответчика заключить с истцом публичный договор, обязать ответчика включить <адрес> в <адрес> в график движения спецтранспорта по сбору ТКО.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, на надлежащего - Министерство экологии и природных ресурсов РК.
В судебном заседании истец Беликов В.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков, третьих лиц в судебное заседание не явились, представлены письменные отзывы, в которых возражают против удовлетворения заявленных требований, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Заслушав объяснение участвующего в деле лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N 354).
В судебном заседании установлено, что Беликов В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РК, <адрес>.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2016 № 471-П (утратившим законную силу в связи с изданием Постановления Правительства РК от 23.12.2019 № 494-П) в Республике Карелия была утверждена территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно указанной схеме в Костомукшском городском округе в основном организован бесконтейнерный сбор ТКО. На основании выполненных расчетов Костомукшский городской округ обеспечен необходимым количеством контейнеров для сбора образующихся ТКО в полном объеме (периодичность вывоза - ежедневно).
Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Карелия с ДД.ММ.ГГГГ является ООО «АВТОСПЕЦТРАНС», которое в свою очередь заключило договор по оказанию услуги и транспортированию ТКО на территории Костомукшского городского округа с ООО «МСА».
Предложение регионального оператора на заключение договора по обращению с ТКО (публичная оферта) было опубликовано в газете «Карелия» №(2837) за ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» в сети «Интернет».
Согласно утвержденному директором ООО «МСА» графику работы мусоровозной машины по маршруту №, в который входит <адрес> в <адрес>, мусоровоз ежедневно курсирует по указанному маршруту, установка контейнеров для сбора мусора в указанном районе не предусмотрена.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истца комиссией в составе сотрудников ООО «МСА», администрации Костомукшского городского округа и ОГИБДД ОМВД России по <адрес> было проведено обследование подъездных путей к дому 56 по <адрес> в <адрес>, принадлежащем Беликов В.В., в результате чего было установлено, что сквозной проезд по <адрес> и место для разворота мусоровоза отсутствует. Расстояние от дома истца до места приема ТКО по <адрес> составляет 260 метров.
Анализируя представленные сторонами доказательства с учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Ответчиками в соответствии с требованиями действующего законодательства выполняются необходимые действия по организации работы в области обращения с отходами на территории Костомукшского городского округа.
Действующей территориальной схемой обращения с ТКО на территории Костомукшского городского округа создание контейнерной площадки по <адрес> в <адрес> не предусмотрено.
Приведенные истцом доводы и представленные доказательства также не свидетельствуют о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности по ее созданию. Нынешнее состояние проезжей части <адрес> не позволяет мусоровозу проехать по ней в сквозном режиме или развернуться в обратном направлении на разворотной площадке, что подтверждается представленным в судебное заседание актом обследования территории.
Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что накопленные ТКО отвозятся им на контейнерную площадку для сбора отходов перед въездом на объект размещения отходов на территории Костомукшского городского округа, тем самым им совершается фактическое пользование услугами, оказываемыми ООО «МСА», что расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной.
Доводы Беликов В.В. о нарушении норм СанПиН, связанных с удаленностью остановки мусоровоза от его дома также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Указанной нормой СанПиН установлены минимальные и максимальные расстояния от жилых домов до площадок для установки контейнеров для сбора мусора, тогда как в районе, в котором расположен жилой дом истца, организован бесконтейнерный сбор ТКО
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Беликов В.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к заключению и исполнению договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, внесении изменений в график движения спецтранспорта отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.