Дело № 5-247/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 июля 2019 года с. Выльгорт
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Самарин А.И.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,
с участием, представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, – Кидора Л.Л.,
заместителя прокурора Сыктывдинского района Республики Коми Нестеренко А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ «Слудская основная общеобразовательная школа» /далее «Слудская ООШ»/
Исаковой У.С., <данные изъяты>
которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отводов и ходатайств не заявлено,
установил:
Согласно постановлению прокурора Сыктывдинского района о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 27.06.2019 должностному лицу директору МБОУ «Слудская ООШ» Исаковой У.С. вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании заместитель прокурора Сыктывдинского района Республики Коми Нестеренко А.Г. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, поддержал в полном объеме.
Представитель Кидора Л.Л. не оспаривала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор МБОУ «Слудская ООШ» Исакова У.С., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В письменных объяснениях от 27.06.2019 вину в совершении административного правонарушения признала в полном объеме.
Заслушав объяснения помощника прокурора, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, за которое установлена административная ответственность.
Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ /далее БК РФ/ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 БК РФ из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета муниципального района «Сыктывдинский» бюджетным и автономным учреждениям муниципального района «Сыктывдинский» регламентирован постановлением администрации МО MP «Сыктывдинский» от 11.08.2011 № 8/1802 (далее - Порядок).
В силу положений п. 1 Порядка муниципальному бюджетному учреждению муниципального района «Сыктывдинский» или муниципальному автономному учреждению, созданному на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Сыктывдинский», в соответствии со ст. 78.1 БК РФ субсидии предоставляются: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг; на иные цели, перечень которых определяется учредителем.
Объем субсидии на выполнение муниципального задания бюджетному учреждению или автономному учреждению в соответствующем финансовом году согласно п. 2 Порядка определяется по формуле, составным значением которого являются нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем им финансовом году.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Так, в прокуратуру Сыктывдинского района в рамках межведомственного взаимодействия из Контрольно-счетной палаты муниципального района «Сыктывдинский» 05.06.2019 поступил отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности использования муниципального имущества третьими лицами в рамках договоров безвозмездного пользования, аренды в МО MP «Сыктывдинский» за период 2016-2018 годы» по объекту МБОУ «Слудская ООШ» за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, по результатам анализа которого в деятельности учреждения выявлены нарушения бюджетного законодательства.
В соответствии с Уставом МБОУ «Слудская ООШ» (утвержден постановлением администрации МО MP «Сыктывдинский» от 08.07.2015 № 7/1174) оно является некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Учредителем и собственником имущества МБОУ «Слудская ООШ» является администрация МО MP «Сыктывдинский», действующая от имени муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (п. 1.4 Устава).
Как следует из материалов дела и установлено Прокуратурой Сыктывдинского района, МБОУ «Слудская ООШ» является балансодержателем здания общей площадью 2803,6 кв.м., находящегося по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Слудка, ул. Новоселов, д. 8, владеет им на праве оперативного управления на основании свидетельства о государственной регистрации права 11 АА № 843522 от 23.11.2011.
В соответствии с договором от 01.05.2010 № 10 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, закрепленного за МБОУ «Слудская ООШ» на праве оперативного управления, администрация МО MP «Сыктывдинский» и МБОУ «Слудская ООШ», выступая арендодателями, передали арендатору - ФГУП «Почта России» во временное владение и пользование нежилое помещение на 1-м этаже в здании школы, расположенном по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Слудка, ул. Новоселов, д. 8, для использования под отделение почтовой связи общей площадью 23,5 кв.м.
Согласно договору от 28.12.2006 № 32 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, закрепленного за МБОУ «Слудская ООШ» на праве оперативного управления, администрация МО MP «Сыктывдинский» и МБОУ «Слудская ООШ» передали ОАО «Северо-Западный Телеком» (переименован в ОАО «Ростелеком») во временное владение и пользование часть нежилого помещения (на 1 этаже в здании школы), расположенного по адресу: Сыктывдинский район, с. Слудка для использования под размещение АТС.
МБОУ «Слудская ООШ» как балансодержатель арендованных помещений не заключала с перечисленными арендаторами договоры на возмещение коммунальных и иных административно-хозяйственных расходов.
Согласно информации ООО «Сыктывдинская тепловая компания» потребителями теплоснабжения на момент проверки Контрольно-счетной палаты муниципального района «Сыктывдинский» в соответствии с заключенными договорами по адресу: Сыктывдинский район, с. Слудка, ул. Новоселов, д. 8, являлись две организации, с которыми заключены договоры на поставку тепловой энергии, а именно: МБОУ «Слудская ООШ» (договор № 42/18-ТЭ от 06.03.2018), ОАО «Ростелеком» (бывший ОАО «Северо-Западный Телеком», договор от 27.11.2012 № 070500).
Следовательно, в нарушение пункта 2.3.2 договора аренды от 01.05.2010 № 10 ФГУП «Почта России» в течение десяти дней с момента подписания договора не заключило договор на коммунальные услуги по теплоснабжению, данные расходы понесены МБОУ «Слудская ООШ».
Расходы МБОУ «Слудская ООШ» на теплоснабжение арендуемых ФГУП «Почта России» помещений площадью 23,5 кв.м. за проверяемый период (2016-2018 годы) согласно произведенному Контрольно-счетной палатой муниципального района «Сыктывдинский» составил 44 547 рублей 54 копейки.
Кроме того, МБОУ «Слудская ООШ» в 2016-2018 годы произведены затраты за счет предоставленных средств муниципального бюджета на услуги в отношении арендуемых ФГУП «Почта России», ОАО «Ростелеком» помещений по водоснабжению, водоотведению в размере 1 922 рубля 22 копейки, а также по вывозу ТБО в размере 1 335 рублей 80 копеек, поскольку арендаторами договоры на соответствующие услуги не заключались.
Таким образом, в результате бездействия арендаторов, отсутствия контроля со стороны МБОУ «Слудская ООШ» за переданными в аренду помещениями местному бюджету был нанесен ущерб на сумму 47 805 рублей 56 копеек.
Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Уставом общее руководство МБОУ «Слудская ООШ» осуществляет директор. Должность директора МБОУ «Слудская ООШ» с 01.09.2012 занимает Исакова У.С.
В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В связи, с чем в отношении директора МБОУ «Слудская ООШ» Исаковой У.С. прокурором Сыктывдинского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Все имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины должностного лица – директора МБОУ «Слудская ООШ» Исаковой У.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статье 1.5 и статье 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соблюдены.
Исследовав в совокупности собранные доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о виновности директора МБОУ «Слудская ООШ» Исаковой У.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При определении вида наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
В тоже время имеется наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 4 статьи 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, поведения привлекаемого лица, суд приходит к выводу о назначении директору МБОУ «Слудская ООШ» Исаковой У.С. наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения директора МБОУ «Слудская ООШ» Исаковой У.С. от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела не установлено, равно как и не имеется оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административным правонарушениях, судья
постановил:
Признать директора МБОУ «Слудская основная общеобразовательная школа» Исакову У.С. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
УФК по РК (прокуратура Республики Коми л/с 03071149290 в отделе № 1 Управления Федерального казначейства по Республике Коми)
р/сч № 40105810600000010002
БИК 048702001
КБК 415 1 16 90050 05 6000 140
ИНН 1101481623
КПП 110101001
ОКТМО 87628000
Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.И. Самарин