Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2019 г.
Дело № 2-772/2019
УИД 83RS0001-01-2019-000931-76
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 12 июля 2019 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
с участием истца Саидов К.С.,
представителя ответчика Свиридовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саидов К.С. к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения», Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить субсидию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Саидов К.С. обратился в суд с иском к ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения», Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить субсидию.
Требования мотивировал тем, что 15 марта 2019 г. обратился в ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» с заявлением о предоставлении ему субсидии на оплату коммунальных услуг в порядке ст.159 ЖК РФ. 25 марта 2019 г. ему было отказано в предоставлении субсидии, в связи с тем, что расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не превышают величину соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе. При этом ответчиком приложен расчет, из которого следует, что при расчете учтена предоставленная выплата на приобретение жилья. 13 мая 2019 г. Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения подтвердил законность действий ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения». Полагает действия ответчиков незаконными, поскольку в соответствии с действующими нормами права указанная выплата, а также суммы ранее предоставленных субсидий на оплату коммунальных услуг не должны учитываться при расчете его дохода для предоставления меры социальной поддержки.
Просит признать недействительными решения ответчиков, возложить на них обязанность предоставить субсидию на оплату коммунальных услуг с 15.03.2019.
Истцом требования были увеличены? окончательно просит признать незаконными решения ответчиков, возложить на них обязанность предоставить субсидию на оплату коммунальных услуг с 15.03.2019, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагает действия ответчиков незаконными. Указывает, что понятие «законодательство Российской Федерации» включает в себя также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Представитель ответчика ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» с иском не согласился, указав, что нормами права предусмотрено, что спорные выплаты должны учитываться при расчете дохода истца в целях предоставления мер социальной поддержки.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 15 марта 2019 г. Саидов К.С. обратился в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмом ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» от 25 марта 2019 г. №1049 истцу отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле (18%) расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Письмом департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 13.05.2019 № на обращение Саидов К.С. в прокуратуру Ненецкого автономного округа подтверждена законность действий ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения».
В соответствии с частями 1, 2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.6 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Частью 7 указанной статьи установлено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Пунктом 32 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
Пунктом 34 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1257), с учетом, в том числе: видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан; денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан.
При исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 34 настоящих Правил (п.35 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В соответствии с указанным Перечнем при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи (п.2 Перечня).
Из материалов дела следует, что при расчете дохода истца в целях предоставления субсидии учтена выплата пособия в размере 1 000 000 рублей, произведенная 01.09.2018 на основании Постановления администрации НАО от 31.01.2014 № 23-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты материальной помощи участникам боевых действий и вооруженных конфликтов на территории государства Афганистан, Чеченской республики и других локальных войн, проживающим на территории Ненецкого автономного округа», а также предоставленная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу прямого указания п.34 во взаимосвязи с пп. «д» п.35 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг, денежные выплаты, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежат учету при расчете дохода лица, претендующего на субсидию, ответчиком обоснованно учтена при решении вопроса о предоставлении субсидии указанные выплаты.
Также, учитывая, что материальная помощь на погашение кредитов, предоставленных кредитным организациям на строительство (приобретение) жилья в Ненецком автономном округе размере 1 000 000 рублей произведена на основании закона субъекта Российской Федерации, а не на основании законодательства Российской Федерации, указанная выплата подлежала учету при расчете дохода истца в целях предоставления субсидии на основании ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы истца об обратном основаны на неверном толкованию норм материального права.
В силу прямого указания пп. «д» п.35 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг, денежные выплаты, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, п.2 Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи не подлежат учету только виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом, из системного толкования норм Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг меры социальной поддержки, следует, что под законодательством Российской Федерации подразумевается Федеральное законодательство (пункты 5, 8, 14, 15, 22, 22(1), 23, 24, пп «а» п.34, 35, 36, 49). По смыслу указанных норм, законодательство субъектов Российской Федерации в понятие законодательство Российской Федерации для целей настоящих правил не включается.
Таким образом, меры социальной поддержки предоставленные на основании нормативно-правовых актов уровней ниже федерального, подлежат такому учету.
В свою очередь расчеты с учетом оспариваемых выплат, ответчиком выполнены верно, в соответствии с требованиями норм права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности отказа ГКУ НАО «Отделение социальной защиты населения» в предоставлении истцу субсидии, и обоснованности ответа Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
При этом суд также учитывает, что Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа не является лицом, предоставляющим субсидию (п.2 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением администрации НАО от 05.02.2014 № 26-п), в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по предоставлению субсидии.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая, что нарушения прав истца действиями ответчиков не установлено, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Доказательств причинения действиями ответчиков нравственных и душевных страданий истцом суду не представлено.
В силу ст.98 ГПК РФ основания для взыскания расходов по уплате государственной пошлины отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований Саидов К.С. к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения», Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить субсидию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Решение не вступило в законную силу «___»________20__ года.
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № УИД 83RS0№-76 в Нарьян-Марском городском суде <адрес>.