Дело № 2-393/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующегосудьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием: представителя истца по ордеру адвокатаТурищева А.А., представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Шевченко О.И., представителя ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области Золотаревой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чертова Юрия Владимировича к Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области о возложении обязанности включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии,
установил:
Чертов Ю.В. обратился в суд с указанным иском в котором просит обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца выслуги лет периоды службы с 01.01.2001 по 15.07.2002 в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Семилукского района Воронежской области.Обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области произвести Чертову Ю.В. расчет пенсии.Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить и произвести перерасчет пенсии Чертову Ю.В. в соответствии срасчетамОМВД России по Семилукскому району Воронежской области
В обоснование исковых требований ссылается на то, что 24.09.1997
Чертов Ю.В. был принят на службу в ОВД Семилукского района
Воронежской области. 24.12.1997 назначен на должность милиционера изолятора временного содержанияподозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних делСемилукского района Воронежской области. В указанной должности находился до12.02.2018, был уволен со службы в органах МВД в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 закона «О службе в органах внутренних дел». Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 12.02.2018 составляет 22 года 04 месяца 14 дней.
В соответствии с расчетом ГУ МВД России Воронежской области стаж работы с 01.01.2001 по 15.07.2002 на должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Семилукского района Воронежской области в льготном исчислении ГУ МВД России по Воронежской области истцу засчитан не был, что по его мнению нарушает нормы законодательства РФ.
Указывает, что в период с 01.01.2001 по 15.07.2002 он фактически выполнял обязанности связанные с конвоированием обвиняемых и подозреваемых, также выполнял обязанности милиционераи постового изолятора временного содержания, в соответствии с графиком несения службы, утверждаемом начальником изолятора временного содержания.
Истец Чертов Ю.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем представил заявление.
Представитель истца по ордеру адвокат Турищев А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Шевченко О.И., представитель ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области по доверенности Золотарева Я.В.в судебном заседании с иском не согласились, просили суд отказать в его удовлетворении, представили письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании 01.03.2021 пояснил, что знает истца по службе, они вместе проходили службу в <данные изъяты> в частности в период с 2001 по 2002 годы когда являлись <данные изъяты>. В их должностные обязанности входило в том числе охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых. Данная служба относиться к льготному обеспечению и многие сотрудники осуществлявшие обязанность по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых уходили на пенсию по льготным основаниям, в том числе ему известен сотрудник с аналогичной должностью получающий льготную пенсию ФИО2 в отношении которого принято судебное решение. При осуществлении своих обязанностей в указанный период велись соответствующие журналы, в них расписывались старшие по смене, однако до настоящего времени они не сохранились, т.к. уничтожены по истечение срока хранения. Ранее в 90 –х годах они работали <данные изъяты> в подразделении охранно-конвойной службы и указывали себя как <данные изъяты> однако в последствие выяснялось, что служили они в иных должностях, при этом функции выполнялись одни и те же, связанные с конвоированием и охраной ИВС.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля,исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (далее – ФЗ №342-ФЗ), Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ (далее – ФЗ №3-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон №4468-1), Постановлением Совета Министров - ПравительстваРоссийской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление №941) и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца службы: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (подп. «г» п. 3).
В соответствии с абз. 45 подпункта «г» пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 года № 690 постановление № 941 было дополнено абзацем 45 п.п. «г» п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца с 01 января 2001 года предоставлялось сотрудникам, занятых на службе в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2003 года № 684 тот же абзац был изложен в новой редакции, предусматривающей такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как соответствие занимаемой должности Перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел РФ.
Приказом Министра внутренних дел РФ № 640 от 09 октября 2004 года был утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное (то есть с применением повышающего коэффициента) исчисление выслуги лет при назначении пенсии (далее - Перечень № 640).
Таким образом, с 01 января 2001 года и до вступления в силу Перечня № 640 необходимыми условиями для исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как следует из материалов дела, Чертов Ю.В. с 24.09.1997 был принят на службу в ОВД Семилукского районаВоронежской области. 24.12.1997 назначен на должность милиционера изолятора временного содержанияподозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних делСемилукского района Воронежской области. В указанной должности находился до12.02.2018, был уволен со службы в органах МВД в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 закона «О службе в органах внутренних дел» приказом ГУ МВД России по Воронежской области от № л/с.На момент увольнения имел звание подполковник полиции, выслуга лет по состоянию на 12.02.2018 в календарном исчислении составляла 22 года 04 месяца 14 дней, льготного исчисления не имелось( л.д. 8).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, истец с 01.01.2001 по 15.07.2002 проходил службу в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы ОВД Семилукского района Воронежской области.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Истец, обращаясь в суд с данными требованиями, указал, что в период прохождения службы в указанных должностях в спорные периоды, в его должностные обязанности входило осуществление охраны, конвоирования обвиняемых и подозреваемых в суд, медицинские учреждения, на обменные пункты. При этом, находясь в должностимилиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы, им выполнялись такие же обязанности.
По ходатайству стороны истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО1, который в спорные периоды проходил службу в должности <данные изъяты> и дал выше указанные пояснения, свидетельствующие, что в обязанности всех сотрудников охранно–конвойной службы отдела входило обеспечение охраны, конвоирования обвиняемых и подозреваемых, находящихся в изоляторе отдела. С истцом они совместно несли службу и осуществляли указанные обязанности.
Оснований сомневаться в достоверности пояснений свидетеля у суда не имеется, в частности свидетелем давались аналогичные пояснения в рамках рассмотрения дела в суде в отношении другого сотрудника <данные изъяты> по Семилукскому району Воронежской областиФИО2 которые были приняты судом во внимание ив отношении которого было принято решение вступившее в законную силу.
Представители ответчиков, возражая против удовлетворения заявленных требований, указали, что помимо того, что занимаемая истцом должность не поименована в Перечне должностей, утвержденном приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, кроме того, не представлено доказательств, что в должностные обязанности истца входили обязанности по охране и конвоированию обвиняемых и подозреваемых.
Данный довод как основание для отказа в удовлетворении требований истца суд не может принять во внимание, поскольку из представленных суду документов в частности послужного списка истца, следует, что истец в спорные периоды проходил службу в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых. При этом, суд учитывает, что согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 № 103-ФЗ (в редакции Федерального закона от 7 февраля 2011 № 4-ФЗ) изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 № 309 утверждены типовое расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения № 2 - 5). Согласно пункту 2 Примечания к типовому расписанию изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС, могут создаваться отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26.
Охрана подозреваемых и обвиняемых как функция органов МВД России (ранее милиции) предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых в целях недопущения побегов вышеуказанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса (вывоза) имущества либо проноса (провоза, передачи) предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.
При этом, суд так же учитывает, что на ответчика как на работодателя возлагается обязанность по предоставлению доказательств того, что истцом в спорные периоды исполнялись иные должностные обязанности, отличные от обязанностей, возложенных на сотрудников изоляторов временного содержания обвиняемых и подозреваемых охранно-конвойных служб отделов внутренних дел области., однако, таких доказательств представлено не было, с указанием на то, что должностные инструкции должностей, занимаемых истцом в спорные периоды не сохранились.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности включая пояснения свидетеля, приложенные к материалам дела документы суд приходит к выводу, что в спорный период истец выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В связи удовлетворением требования о включении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца спорного периода, требования по возложению обязанности по расчету пенсии на ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области,назначении и перерасчете пенсии в соответствии с расчетам ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.56, 194, 198 ГПК РФ,
решил:
Обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца выслуги лет периоды службы Чертова Юрия Владимировича с 01.01.2001 по 15.07.2002 в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Семилукского района Воронежской области.
Обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области произвестиЧертову Юрию Владимировичурасчет пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца выслуги лет.
Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить и произвести перерасчет пенсии Чертову Юрия Владимирович в соответствии срасчетамОМВД России по Семилукскому району Воронежской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение принято в окончательной форме 30.04.2021.
Дело № 2-393/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующегосудьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием: представителя истца по ордеру адвокатаТурищева А.А., представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Шевченко О.И., представителя ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области Золотаревой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чертова Юрия Владимировича к Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области о возложении обязанности включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии,
установил:
Чертов Ю.В. обратился в суд с указанным иском в котором просит обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца выслуги лет периоды службы с 01.01.2001 по 15.07.2002 в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Семилукского района Воронежской области.Обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области произвести Чертову Ю.В. расчет пенсии.Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить и произвести перерасчет пенсии Чертову Ю.В. в соответствии срасчетамОМВД России по Семилукскому району Воронежской области
В обоснование исковых требований ссылается на то, что 24.09.1997
Чертов Ю.В. был принят на службу в ОВД Семилукского района
Воронежской области. 24.12.1997 назначен на должность милиционера изолятора временного содержанияподозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних делСемилукского района Воронежской области. В указанной должности находился до12.02.2018, был уволен со службы в органах МВД в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 закона «О службе в органах внутренних дел». Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 12.02.2018 составляет 22 года 04 месяца 14 дней.
В соответствии с расчетом ГУ МВД России Воронежской области стаж работы с 01.01.2001 по 15.07.2002 на должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Семилукского района Воронежской области в льготном исчислении ГУ МВД России по Воронежской области истцу засчитан не был, что по его мнению нарушает нормы законодательства РФ.
Указывает, что в период с 01.01.2001 по 15.07.2002 он фактически выполнял обязанности связанные с конвоированием обвиняемых и подозреваемых, также выполнял обязанности милиционераи постового изолятора временного содержания, в соответствии с графиком несения службы, утверждаемом начальником изолятора временного содержания.
Истец Чертов Ю.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем представил заявление.
Представитель истца по ордеру адвокат Турищев А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Шевченко О.И., представитель ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области по доверенности Золотарева Я.В.в судебном заседании с иском не согласились, просили суд отказать в его удовлетворении, представили письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании 01.03.2021 пояснил, что знает истца по службе, они вместе проходили службу в <данные изъяты> в частности в период с 2001 по 2002 годы когда являлись <данные изъяты>. В их должностные обязанности входило в том числе охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых. Данная служба относиться к льготному обеспечению и многие сотрудники осуществлявшие обязанность по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых уходили на пенсию по льготным основаниям, в том числе ему известен сотрудник с аналогичной должностью получающий льготную пенсию ФИО2 в отношении которого принято судебное решение. При осуществлении своих обязанностей в указанный период велись соответствующие журналы, в них расписывались старшие по смене, однако до настоящего времени они не сохранились, т.к. уничтожены по истечение срока хранения. Ранее в 90 –х годах они работали <данные изъяты> в подразделении охранно-конвойной службы и указывали себя как <данные изъяты> однако в последствие выяснялось, что служили они в иных должностях, при этом функции выполнялись одни и те же, связанные с конвоированием и охраной ИВС.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля,исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (далее – ФЗ №342-ФЗ), Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ (далее – ФЗ №3-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон №4468-1), Постановлением Совета Министров - ПравительстваРоссийской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление №941) и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца службы: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (подп. «г» п. 3).
В соответствии с абз. 45 подпункта «г» пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 года № 690 постановление № 941 было дополнено абзацем 45 п.п. «г» п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца с 01 января 2001 года предоставлялось сотрудникам, занятых на службе в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2003 года № 684 тот же абзац был изложен в новой редакции, предусматривающей такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как соответствие занимаемой должности Перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел РФ.
Приказом Министра внутренних дел РФ № 640 от 09 октября 2004 года был утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное (то есть с применением повышающего коэффициента) исчисление выслуги лет при назначении пенсии (далее - Перечень № 640).
Таким образом, с 01 января 2001 года и до вступления в силу Перечня № 640 необходимыми условиями для исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как следует из материалов дела, Чертов Ю.В. с 24.09.1997 был принят на службу в ОВД Семилукского районаВоронежской области. 24.12.1997 назначен на должность милиционера изолятора временного содержанияподозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних делСемилукского района Воронежской области. В указанной должности находился до12.02.2018, был уволен со службы в органах МВД в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 закона «О службе в органах внутренних дел» приказом ГУ МВД России по Воронежской области от № л/с.На момент увольнения имел звание подполковник полиции, выслуга лет по состоянию на 12.02.2018 в календарном исчислении составляла 22 года 04 месяца 14 дней, льготного исчисления не имелось( л.д. 8).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, истец с 01.01.2001 по 15.07.2002 проходил службу в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы ОВД Семилукского района Воронежской области.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК Российской Федерации, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др. Согласно ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Истец, обращаясь в суд с данными требованиями, указал, что в период прохождения службы в указанных должностях в спорные периоды, в его должностные обязанности входило осуществление охраны, конвоирования обвиняемых и подозреваемых в суд, медицинские учреждения, на обменные пункты. При этом, находясь в должностимилиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы, им выполнялись такие же обязанности.
По ходатайству стороны истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО1, который в спорные периоды проходил службу в должности <данные изъяты> и дал выше указанные пояснения, свидетельствующие, что в обязанности всех сотрудников охранно–конвойной службы отдела входило обеспечение охраны, конвоирования обвиняемых и подозреваемых, находящихся в изоляторе отдела. С истцом они совместно несли службу и осуществляли указанные обязанности.
Оснований сомневаться в достоверности пояснений свидетеля у суда не имеется, в частности свидетелем давались аналогичные пояснения в рамках рассмотрения дела в суде в отношении другого сотрудника <данные изъяты> по Семилукскому району Воронежской областиФИО2 которые были приняты судом во внимание ив отношении которого было принято решение вступившее в законную силу.
Представители ответчиков, возражая против удовлетворения заявленных требований, указали, что помимо того, что занимаемая истцом должность не поименована в Перечне должностей, утвержденном приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, кроме того, не представлено доказательств, что в должностные обязанности истца входили обязанности по охране и конвоированию обвиняемых и подозреваемых.
Данный довод как основание для отказа в удовлетворении требований истца суд не может принять во внимание, поскольку из представленных суду документов в частности послужного списка истца, следует, что истец в спорные периоды проходил службу в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых. При этом, суд учитывает, что согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 № 103-ФЗ (в редакции Федерального закона от 7 февраля 2011 № 4-ФЗ) изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 № 309 утверждены типовое расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения № 2 - 5). Согласно пункту 2 Примечания к типовому расписанию изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС, могут создаваться отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26.
Охрана подозреваемых и обвиняемых как функция органов МВД России (ранее милиции) предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых в целях недопущения побегов вышеуказанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса (вывоза) имущества либо проноса (провоза, передачи) предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.
При этом, суд так же учитывает, что на ответчика как на работодателя возлагается обязанность по предоставлению доказательств того, что истцом в спорные периоды исполнялись иные должностные обязанности, отличные от обязанностей, возложенных на сотрудников изоляторов временного содержания обвиняемых и подозреваемых охранно-конвойных служб отделов внутренних дел области., однако, таких доказательств представлено не было, с указанием на то, что должностные инструкции должностей, занимаемых истцом в спорные периоды не сохранились.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности включая пояснения свидетеля, приложенные к материалам дела документы суд приходит к выводу, что в спорный период истец выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В связи удовлетворением требования о включении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца спорного периода, требования по возложению обязанности по расчету пенсии на ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области,назначении и перерасчете пенсии в соответствии с расчетам ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.56, 194, 198 ГПК РФ,
решил:
Обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца выслуги лет периоды службы Чертова Юрия Владимировича с 01.01.2001 по 15.07.2002 в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Семилукского района Воронежской области.
Обязать ОМВД России по Семилукскому району Воронежской области произвестиЧертову Юрию Владимировичурасчет пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1.5 месяца выслуги лет.
Обязать ГУ МВД России по Воронежской области назначить и произвести перерасчет пенсии Чертову Юрия Владимирович в соответствии срасчетамОМВД России по Семилукскому району Воронежской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение принято в окончательной форме 30.04.2021.