Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5194/2021 (33а-37754/2020;) от 21.12.2020

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Судья Кириленко И.В.                         дело № 33а-5194/2021

2а-2789/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2021 года                                г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего            Иваненко Е.С.,

судей                            Булата А.В., Золотова Д.В.,

при секретаре                    Поцепуновой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>2, <ФИО>3, <ФИО>1, <ФИО>4 к администрации муниципального образования г. Новороссийск об оспаривании решения органа местного самоуправления по апелляционным жалобам представителей администрации муниципального образования г. Новороссийск <ФИО>9 и <ФИО>10 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 13 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Булата А.В., судебная коллегия

установила:

Баранова А.А., Бедоева Ю.В. и другие обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Новороссийск об оспаривании решения органа местного самоуправления – постановления главы администрации муниципального образования г. Новороссийск № 3390 от 24 июля 2019 года «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск разрешения на условный вид разрешенного использования «Отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): гаражи боксового типа» для земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного в <Адрес...> в районе жилых домов <№...>

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме <№...>, расположенном <Адрес...>, проживают в нем. Указанный в оспариваемом ненормативном акте земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью 119 кв.м расположен в непосредственной близости к жилому дому административных истцов и предназначен для размещения объектов инженерной инфраструктуры. Вступившим в законную силу судебным решением от <Дата ...> признано незаконным постановление административного ответчика от <Дата ...> <№...> о предоставлении названного земельного участка в аренду для строительства гаражных боксов. Суд установил факт нарушения прав жильцов дома <№...> решением органа местного самоуправления. Однако администрация муниципального образования <Адрес...> приняла оспариваемое решение о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> - гаражи боксового типа. Административные истцы полагают свои права, установленные земельным и жилищным законодательством, нарушенными.

Уточнив в ходе судебного разбирательства административные исковые требования, Баранова А.А. и другие также просили признать незаконным постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 6 сентября 2019 года № 4352 «О внесении изменений в постановление от 24 июля 2019 года № 3390 «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск разрешения на условный вид разрешенного использования «Отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): гаражи боксового типа» для земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного в <Адрес...> жилых домов <№...>». Названным постановлением исходный ненормативный акт дополнен указанием на необходимость согласования места размещения гаражей с управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Новороссийск.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 13 октября 2020 года требования административных истцов удовлетворены в полном объеме.

В апелляционных жалобах представители административного ответчика выражают несогласие с принятым решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. В обоснование жалоб указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не усмотрела.

Судом первой инстанции установлено, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме № 83, расположенном по проспекту Ленина в г. Новороссийске, проживают в нем.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, административные истцы, будучи собственниками жилых помещений, в силу закона вправе владеть и пользоваться земельным участком, на котором расположен соответствующий многоквартирный дом.

СП 59.0013330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр, в качестве придомовой территории определяет образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.

В тоже время согласно представленной в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости (<№...> от <Дата ...>) в районе жилых домов <№...>, по проспекту Ленина в <Адрес...> <Дата ...> сформирован обособленный земельный участок с кадастровым номером <№...> площадью <№...> кв.м.

Названный земельный участок отнесен к муниципальной собственности и категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.) за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке.

Из заключения о формировании земельного участка <№...>, подготовленного управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Новороссийск 5 мая 2014 года, представленного в материалах дела, следует, что названный земельный участок расположен на междворовой территории жилых домов №<№...> пр. Ленина Южного внутригородского района г. Новороссийска и частично расположен в охранной зоне подземной сети газоснабжения низкого давления, через земельный участок проложены сети канализации и ливневой канализации.

25 мая 2018 года администрация муниципального образования г. Новороссийск в лице управления имущественных и земельных отношений предоставила указанный земельный участок в аренду <ФИО>11 и <ФИО>12 согласно договору <№...> для использования в соответствии с целевым назначением – отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (пункты 1.1, 4.1.6 договора аренды).

При этом постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 24 июля 2019 года № 3390 управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск предоставлено разрешение на условный вид разрешенного использования «Отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): гаражи боксового типа» для земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного в <Адрес...> жилых домов <№...>

Постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 6 сентября 2019 года № 4352 в указанное выше постановление от 24 июля 2019 года № 3390 внесены изменения с указанием на необходимость согласования места размещения гаражей с управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Новороссийск.

Давая оценку оспариваемым действиям и решениям административного ответчика, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и установил фактические обстоятельства дела.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации, подразделяющиеся по целевому назначению на категории, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу пункта 9 статьи 1, частей 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 23 декабря 2014 года N 439 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск (в редакции Решения городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 23 июня 2020 года N 559, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений).

Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№...> отнесен к территориальной зоне Ж-3 (Зона застройки среднеэтажными жилыми домами), выделенной для обеспечения правовых условий формирования районов с многоквартирными среднеэтажными жилыми домами от 4 до 8 этажей, с расширенным набором услуг местного значения.

В соответствии с градостроительным регламентом к основным видам разрешенного использования земельного участка отнесены: земельные участки, предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов, а равно отдельно стоящие объекты инженерной инфраструктуры (водо-, газо-, электроснабжения и т.п.), за исключением объектов сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, на отдельном земельном участке.

В качестве условного разрешенного, в том числе, был установлен вид: гаражи боксового типа при согласовании места размещения с управлением архитектуры и градостроительства.

В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направить соответствующее заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 19 июня 2018 г. N 300 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании г. Новороссийск (далее по тексту Положение).

Пунктом 2.16 названного Положения предусмотрено, что в случае проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства публичные слушания, общественные обсуждения проводятся с участием граждан, постоянно проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждан, постоянно проживающих в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Судом первой инстанции правильно установлено, что указанные требования действующего законодательства административным ответчиком соблюдены не были, поскольку публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного в <Адрес...> жилых домов <№...> проведены без обеспечения участия правообладателей находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждан, постоянно проживающих в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, а именно, жителей многоквартирных домов <№...>, расположенных по указанному адресу.

Пунктом 5.2 Положения установлено, что по результатам публичных слушаний, общественных обсуждений в течение 3 рабочих дней, если иной срок не установлен, составляется заключение о результатах публичных слушаний, общественных обсуждений установленной формы (приложение 4), в котором отражаются выраженные позиции жителей муниципального образования г. Новороссийск и рекомендации органа, ответственного за проведение публичных слушаний, о возможности утверждения (принятия) опубликованного проекта муниципального правового акта с изменениями и (или) дополнениями, изложенными в итоговом документе публичных слушаний, общественных обсуждений.

Как установлено судом первой инстанции, на официальном сайте администрации муниципального образования г. Новороссийск заключение о результатах публичных слушаний, проведенных 15 мая 2019 года на основании постановления № 1688 от 25 апреля 2019 года, опубликовано не было.

Кроме того из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от <Дата ...> по административному делу <№...> удовлетворен административный иск Барановой А.А. и Бедоевой Ю.В. к администрации муниципального образования г. Новороссийск об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Суд признал незаконным постановление администрации муниципального образования г. Новороссийск от <Дата ...> <№...> о предоставлении того же земельного участка с кадастровым номером <№...> гаражному строительному кооперативу «Клаксон 3» в аренду для строительства гаражных боксов. При этом судом установлено, что предоставление земельного участка кооперативу для подобных целей противоречит градостроительному регламенту земельного участка и нарушает права и законные интересы жильцов многоквартирного дома <№...> по <Адрес...> <Адрес...>.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, следует признать состоятельными выводы суда по настоящему делу о том, что администрация муниципального образования г. Новороссийск, будучи участником судебного разбирательства в 2016 году, знала или должна была знать об установленных судом обстоятельствах, однако, проигнорировав выводы суда, приняла оспариваемое решение о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> - гаражи боксового типа.

Более того, определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 октября 2016 г. по указанному делу были применены меры предварительной защиты в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером <№...>, запрета на производство строительных работ и совершение каких-либо регистрационных действий, направленных на изменение правового статуса указанного земельного участка, в том числе и вида разрешенного использования.

Оценка указанных обстоятельств в совокупности привели суд первой инстанции к правильному выводу о том, что при принятии оспариваемых решений административным ответчиком допущены нарушения требований градостроительного и земельного законодательства в частности порядка предоставления разрешения на условный вид разрешенного использования; проигнорированы обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом при тождественности сторон, что повлекло нарушение прав и законных интересов административных истцов, а равно публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территории муниципального образования г. Новороссийск.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Однако вопреки вышеуказанным требованиям действующего законодательства административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы административных истцов. Факт нарушения прав административных истцов установлен судом первой инстанции.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Несогласие с выводами суда в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судом процессуальных требований, предусмотренных Кодеком административного судопроизводства РФ.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 13 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации муниципального образования г. Новороссийск Базадзе М.И. и Иосифова Д.О. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:    

Судьи:

33а-5194/2021 (33а-37754/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Баранова Анжелика Артуровна
Бедоева Юлия Владимировна
Кузнецова Светлана Борисовна
Грушко Роман Анатольевич
Ответчики
Администрация МО г. Новороссийск
Другие
Управление имущественных и земельных отношений
Захарова О.В.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Булат Александр Владимирович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
21.12.2020Передача дела судье
16.02.2021Судебное заседание
15.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее