дело N 2-496/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2015 г. р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В., при секретаре судебного заседания Моисеевой Л.Н., с участием прокурора Мокшанского района Пензенской области Беззатеева С.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по организации уличного освещения и о понуждении администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по обеспечению освещения ул.Центральная в районе домов № 2, 12 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по организации уличного освещения и о понуждении администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по обеспечению освещения ул.Центральная в районе домов № 2, 12 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка соблюдения жилищного и градостроительного законодательства на территории Мокшанского района, проверкой было установлено, что администрацией Царевщинского сельсовета допущены нарушения указанного законодательства, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также не выполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые выразились в следующем. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п.22 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе освещение улиц и установка указателей с названием улиц и номерами домов. Положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог. Улицей в соответствии с п. 2 приложения к Приказу от 08 июня 1999 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ" является обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах). В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п. 4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5). Однако проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства на территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района до настоящего времени отсутствует должное освещение в с. Царевщино по ул.Центральная в районе домов № 2, 12. Нарушение указанных норм действующего законодательства причиняет неудобства гражданам в отыскании того или иного адреса, а также затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, проживающих на территории Царевщинского сельсовета, а также снижает ее эффективность. Надлежащее освещение улиц обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения. Отсутствие же уличного освещения может способствовать росту травматизма, а также росту преступности в поселении в темное время суток. Указанные выше нарушения закона в области организации уличного освещения создают благоприятные условия для роста преступлений против личности и собственности граждан, а также, в связи с наступлением периода оттепелей, обильных осадков в виде дождя и мокрого снега, гололедицы, могут повлечь увеличение несчастных случаев, травматизма населения. Данное бездействие муниципального образования Царевщинского сельсовета в лице администрации Царевщинского сельсовета влечет за собой нарушение конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
В судебном заседании прокурор Мокшанского района Беззатеев С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Глава администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Пронькин В.А. просит дело рассмотреть без участия представителя администрации.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с п. п. 5, 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения, в том числе включая освещение улиц.
На основании ч. 2 ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1005 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствие со ст. 21 названого Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В п. 2 Приложения к приказу от 08.06.1990 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" дано понятие улицы. Улица - обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
Из пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Согласно п. 6 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления относится в том числе - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и в соответствии с п. 1 ст. 34 данного Федерального закона, данная деятельность осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно разделу 4 "Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц; в соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк; переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч; отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Согласно ст. 1 Устава Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области следует, что Царевщинский сельсовет является муниципальным образованием.
Согласно п. 22 ст. 6 Устава Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, к вопросам местного значения администрации относится также и организация освещения улиц.
Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ст. 6, 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995, п. п. 4.6.1.- 4.6.5. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, на ул.Центральная в районе домов № 2, 12 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области отсутствует должное уличное освещение.
Других доказательств, свидетельствующих об иных обстоятельствах дела, и опровергающих требования прокурора, представителем администрации в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействием администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившимся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения на указанной улице, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов, в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, таким образом, оснований для взыскания со сторон по делу государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения ул.Центральная в районе домов № 2, 12 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 16 октября 2015 года обеспечить освещением ул.Центральная в районе домов № 2, 12 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области информацию о данном решении суда опубликовать в информационном бюллетене "Вести Царевщинского сельсовета".
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца посредством подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд Пензенской области.