Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-96/2019 ~ М-89/2019 от 14.05.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2019 года                                                                                       город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Голенко М.Е., с участием административного истца Винниковой О.А., при секретаре Вороновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-96/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> запаса Винниковой О.А. о признании незаконными действий Федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», войсковой части , а также Министерства обороны Российской Федерации, связанных с неначислением на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы инвестиционного дохода,

установил:

Винникова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнённых требований, просила признать незаконным действия войсковой части и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГКУ «Росвоенипотека»), связанные с неначислением на её именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы (далее - НИС) жилищного обеспечения военнослужащих дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, за период с 22 декабря 2009 года по 31 июля 2018 года.

Кроме того административный истец просила суд возложить обязанность на ФГКУ «Росвоенипотека» определить величину дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения Винниковой в случае, если бы она была своевременно включена в реестр участников НИС, которые истребовать из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, а также возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации перечислить на счёт Винниковой денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, определённого и истребованного из ФГКУ «Росвоенипотека» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административных исковых требований Винникова указала, что 22 декабря 2006 года она с Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части заключила первый контракт о прохождении военной службы и ей было присвоено воинское звание «<данные изъяты>». В дальнейшем, 20 февраля 2007 года она была переведена для прохождения военной службы в войсковую часть 21208. В связи с достижением общей продолжительности военной службы три года она, в соответствии с п 3 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон), относилась к обязательным участникам НИС и подлежала включению в реестр участников НИС с 22 декабря 2009 года.

27 августа 2018 года Винниковой было вручено уведомление о включении её в реестр НИС с 02 июля 2018 года, с указанием даты возникновения основания для включения в указанный реестр с 22 декабря 2009 года, а также присвоен регистрационный номер участника НИС . В январе 2019 года ФГКУ «Росвоенипотека» произвела с Винниковой, как участником НИС, окончательный расчёт и перевела на её накопительный счёт денежные средства. После получения данных денежных средств, Винникова обнаружила, что перечисленная ей сумма начислена без учёта инвестиционного дохода, начисляемого на накопительную часть.

В судебном заседании Винникова, с учётом уточнённых требований, поддержала заявленное административное исковое заявление и просила его удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФГКУ «Росвоенипотека» Соскова, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, при этом представила возражения на исковое заявление, в котором просила рассмотреть административное исковое заявление Винниковой без её участия, в удовлетворении требований просила отказать. В обоснование возражений указала, что фактически административным истцом ставится вопрос о возмещении убытков, причиненных бездействием должностных лиц, ответственных за своевременное включение военнослужащих в реестр участников НИС. Данные обстоятельства должны быть установлены судом. Порядок возмещения убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, определяется ст.ст. 16 и 1069 ГК Российской Федерации. Таким образом, административным истцом избран неправильный способ защиты своих прав. Также указала, что в соответствии с Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих учет накопительных взносов на индивидуальный накопительный счет начитается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия. Накопительный счёт на имя Винниковой был открыт 30 июля 2018 года, с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС 22 декабря 2009 года. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, которые гарантированы государством, поскольку они являются величиной известной и устанавливаемой Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний. Размер инвестиционного дохода каждого участника напрямую зависит от суммы денежных средств, учтённых на его индивидуальном накопительном счёте, от суммы денежных средств, учтённых на счетах всех участников НИС, от общего количества участников НИС, от объёма средств, находящихся в доверительном управлении, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления.

Административный ответчик командир войсковой части , надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, при этом представил возражения на исковое заявление, в котором просил рассмотреть административное исковое заявление Винниковой без его участия, в удовлетворении требований просил отказать.

Представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Петренко, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Заслушав административного истца, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из послужного списка прапорщика Винниковой первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации сроком на 3 года заключен 22 декабря 2006 года. В дальнейшем 20 февраля 2007 года Винникова переведена для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть и с ней заключен новый контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет. В последующем Винниковой заключались контракты о прохождении военной службы неоднократно. Последний контракт о прохождении военной службы с Винниковой сроком на 3 года заключен 31 ноября 2017 года.

Из прказа командира войсковой части от 25 сентября 2018 года видно, что Винникова на основании приказа командира <данные изъяты> Центрального военного округа от 22 сентября 2018 года уволена в отставку по состоянию здоровья и с 30 сентября 2018 года исключена из списков личного состава войсковой части . При этом общая выслуга лет в Вооружённых силах Российской Федерации Винниковой составляет более 11 лет.

Как следует из справки, представленной ФГКУ «Росвоенипотека» именной накопительный счет участника НИС на имя Винниковой, открыт 30 июля 2018 года, с датой возникновения оснований для включения в реестр 22 декабря 2009 года.

Согласно объяснительной ответственного лица по НИС войсковой части - ФИО1, 07 декабря 2017 года Винникова переведена для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть . После проверки личного дела Винниковой было установлено, что она, в соответствии с п 3 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является обязательным участником НИС, однако по неизвестным причинам не внесена в реестр участников НИС по достижении трех лет общей выслуги, при прохождении военной службы в войсковой части .

Из уведомления о включении военнослужащего в реестр от 02 июля 2018 года видно, что административный истец включена в реестр участников НИС с присвоением регистрационного номера участника , дата возникновения основания для включения в реестр 22 декабря 2009 года.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 этого же Федерального закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года.

Таким образом, основанием для включения в число участников НИС для названной категории военнослужащих, заключивших первый контракт после января 2005 года, является достижение трехлетней продолжительности срока службы по контракту. При этом закон не предусматривает выполнения военнослужащим каких-либо специальных действий для своевременного включения в реестр участников НИС.

Обязанности по своевременному включению военнослужащего в реестр НИС, формированию необходимых сведений и внесению накопительных взносов, учитываемых на его счёте, возложены на соответствующих должностных лиц органов Министерства обороны Российской Федерации. Соответственно, в связи с возникновением указанного выше правового основания, Винникова подлежала включению в реестр участников НИС с 22 декабря 2009 года и могла рассчитывать на учёт на своём именном накопительном счёте доходов от инвестирования с указанной даты.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с момента заключения первого контракта - 22 декабря 2006 года, Винникова перерывов в военной службе не имела и с 22 декабря 2009 года подлежала включению в Реестр участников НИС, которое фактически было реализовано только лишь в 2018 году.

Статьёй 7 Закона определены функции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и функции уполномоченного федерального органа. Так, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их Счетов. К числу функций уполномоченного федерального органа относится оформление получения в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на Счетах участников и проведение учёта накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на Счетах участников.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, в отношении административного истца, являющегося военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом выступает одновременно в качестве федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба и уполномоченного федерального органа, осуществляющего учёт накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников.

Поскольку определение размера накоплений для жилищного обеспечения за период с 22 декабря 2009 года по 02 июля 2018 года без учёта доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих начислению согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», нарушает права и законные интересы административного истца, закрепленные в ст. 4, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 11 этого же Федерального закона и в п.п. 1, 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку несвоевременным включением истца в Реестр на его именном накопительном счёте учтены накопления в меньшем размере.

С целью восстановления нарушенных прав административного истца суд учитывает, что ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами войсковой части , в компетенцию которых входит своевременное оформление документов по военнослужащим подлежащим включению в Реестр, не может ущемлять право Винниковой участвовать в программе НИС в соответствии с имеемым статусом военнослужащего, поскольку вины административного истца в несогласованности действий должностных лиц не имеется. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» именно командир воинской части обязан осуществлять реализацию мер правовой защиты военнослужащих, которые распространяются и на включение военнослужащих в Реестр.

При таких обстоятельствах, определяя орган государственной власти, на который необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение права административного истца суд исходит из следующего.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором административный истец проходит военную службу и на который Законом возложены функции по ведению Реестра.

Согласно п.п. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр Обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий.

В соответствии с п. 13 этого же Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Росвоенипотека» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС и непосредственно осуществляющим учёт доходов от инвестирования накоплений.

В этой связи суд полагает необходимым возложить на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность определить величину инвестиционного дохода, полагавшегося к начислению Винниковой при условии её своевременного включения с 22 декабря 2009 года в Реестр и истребовать в установленном порядке от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с 22 декабря 2009 года по 02 июля 2018 года на именной накопительный счёт административного истца, а на Министерство обороны Российской Федерации возложить обязанность перечислить на счёт Винниковой эти денежные средства.

Довод административного ответчика о том, что Винниковой избран неправильный способ защиты её прав суд находит несостоятельным, поскольку заявленные требования связаны с признанием незаконными действий органов военного управления, которые наделены государственными полномочиями, что в свою очередь, в соответствии с главой 22 КАС Российской Федерации, является предметом для рассмотрения в порядке установленном КАС Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, гарнизонный военный суд

решил:

Административное исковое заявлениебывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> запаса Винниковой О.А. о признании незаконными действий Федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», войсковой части , а также Министерства обороны Российской Федерации, связанных с неначислением на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы инвестиционного дохода, удовлетворить.

Признать незаконными действия командира войсковой части и Министерства обороны Российской Федерации, связанные с непринятием мер по учёту на именном накопительном счёте Винниковой О.А. суммы инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с 22 декабря 2009 года по 02 июля 2018 года.

Обязать Федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчёт и истребовать установленным порядком от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с 22 декабря 2009 года по 02 июля 2018 года, на именной накопительный счёт Винниковой О.А. (регистрационный номер участника - ) при своевременном включении её в реестр участников накопительно-ипотечной системы.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в тридцатидневный срок со дня поступления расчёта перечислить на счёт Винниковой О.А. денежные средства в размере не начисленного ей инвестиционного дохода за период с 22 декабря 2009 года по 02 июля 2018 года, определённого Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 9 статьи 227 КАС Российской Федерации Федеральному государственному казённому учреждению «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Министерству обороны Российской Федерации сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Винниковой О.А. денежные средства в размере 300 (триста) рублей, в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой заявителем государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 10 июня 2019 года.

2а-96/2019 ~ М-89/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Винникова О.А.
Ответчики
Войсковая часть 22463
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "РОСВОЕНИПОТЕКА"
Войсковая часть 21208
Войсковая часть 11386
Суд
Самарский гарнизонный военный суд (Самарская область)
Судья
Голенко М. Е.
Дело на странице суда
gvs--sam.sudrf.ru
14.05.2019Регистрация административного искового заявления
14.05.2019Передача материалов судье
16.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2019Подготовка дела (собеседование)
23.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2019Судебное заседание
05.06.2019Судебное заседание
10.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020Дело оформлено
11.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее