Решение по делу № 2-806/2016 ~ М-10403/2015 от 17.12.2015

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

9 февраля 2016 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Ульянова Ю.В.

при секретаре Сениной Е.В.

с участием

прокурора Коршунова А.Р.,

представителя ответчика Максимовой Е.А.,

представителя ответчика Задковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Кировского района г.Саратова к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом городаСаратова об обязании исполнить пункты распоряжения,

установил:

первый заместитель прокурора Кировского района г.Саратова обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» об обязании исполнить пункты распоряжения. В обоснование исковых требований указал, что многоквартирный <адрес> литер А, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном доме находятся как муниципальные квартиры, так и квартиры, принадлежащие на праве собственности отдельным гражданам. Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован. В соответствии с п. 1.1 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р собственникам помещений, расположенных в указанном доме в течение трех месяцев со дня принятия распоряжения следует произвести отселение из занимаемых помещений. Согласно п. 2 названного распоряжения администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом <адрес> следует осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в <адрес> литер А, расположенном по <адрес>, на условиях социального найма жилых помещений в соответствии со ст.89 ЖК РФ или по согласованию с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. В соответствии с п. 4.1 распоряжения комитету по управлению имуществом <адрес> следует осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом <адрес>, расположенного по <адрес>. Вышеназванные пункты указанного распоряжения ответчиками не исполнены. Действуя в интересах неопределенного круга лиц, первый заместитель прокурора просил суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>», администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>» исполнить п.п. 1, 2, 4.1 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес>., <адрес> лит. А» в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика к участию привлечен комитет по управлению имуществом <адрес>.

В судебном заседании прокурор обстоятельства, послужившие основанием обращения в суд, подтвердил, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Из письменных возражений представителя комитета по управлению имуществом <адрес>, а также его пояснений, данных в судебном заседании следует, что комитет исковые требования не признает, поскольку первый заместитель прокурора района обратился в защиту интересов жильцов <адрес> литер А, расположенного по <адрес>, без достаточных к тому оснований. Обязанность по отселению физических лиц не может быть возложена исключительно на администрацию муниципального образования «<адрес>», поскольку не все квартиры указанного дома принадлежат муниципальному образованию. Также отметил, что спорный дом не включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах». Отселение нанимателей из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в освобождаемые жилые помещения муниципального жилищного фонда с учетом хронологической последовательности принятия администрацией муниципального образования «<адрес>» соответствующий распоряжений. Поскольку таких распоряжений имеется более 300, предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в спорном доме, будет нарушать права лиц, чьи жилые помещения расположены в домах, признанных аварийными до издания распоряжения. Кроме того, представитель ответчика отметила, что законодательством не установлен срок формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, признанным аварийным. Помимо изложенного представитель отметила, что изъятие земельного участка для муниципальных нужд потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. При этом выделение соответствующих средств не входит в полномочия администрации муниципального образования «<адрес>». С учетом изложенного просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку она заключает договоры социального найма лишь в отношении квартир, расположенных на территории <адрес> и исключительно на основании решения, принятого главой города. Самостоятельных полномочий по заключению таких договоров администрация района не имеет. С учетом изложенного просила отказать в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>».

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования «<адрес>».

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем семнадцатым ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным правовым актом признается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , администрация муниципального образования «<адрес>» входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования и является исполнительно-распорядительным органом.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 43 Устава муниципального образования «<адрес>» по вопросам местного значения население города непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города принимают муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе постановления и распоряжения администрации города.

В силу положений ч. 7 ст. 43 Устава муниципального образования «<адрес>» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению и соблюдению на всей территории города.

Судом установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> литер А, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном многоквартирном доме расположены квартиры, являющиеся муниципальной собственностью и собственностью граждан.

В соответствии с п. 1 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -Р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес> лит. А» собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес> <адрес> лит. А, в течение трех месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений, а также произвести снос указанного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный в заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /К.

В силу п. 2 указанного распоряжения администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитету по управлению имуществом <адрес> следует осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в спорном доме на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со статьей 89 ЖК РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых.

Согласно п. 4.1 вышеназванного распоряжения Комитету по управлению имуществом <адрес> следует осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес>., <адрес> лит. А.

Рассматривая исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> об обязании исполнить пункты распоряжения, суд не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Из анализа приведенной нормы ГК РФ следует, что такой способ защиты нарушенного права, как возложение обязанности исполнить муниципальный правовой акт, законом не предусмотрен.

Кроме того, в силу вышеприведенных положений Устава муниципального образования «<адрес>», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что распоряжение администрации муниципального образования «<адрес>», представляющее собой муниципальный правовой акт, является обязательным для исполнения, в том числе для администрации муниципального образования «<адрес>», администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитета по управлению имуществом <адрес>, и не требует для выполнения указанных в нем положений решения суда.

Помимо изложенного в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

При этом в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Предусмотренный ЖК РФ порядок сноса многоквартирного дома в случае неисполнения собственниками помещений такого многоквартирного дома требования о его сносе предусматривает предшествующее такому сносу изъятие для муниципальных нужд соответствующего земельного участка и жилых помещений у их собственников путем выкупа.

Из пояснений представителя комитета по управлению имуществом <адрес> следует, что помещения, не относящиеся к муниципальной собственности и принадлежащие физическим лицам, не расселены, право собственности на них не прекращено, компенсация их стоимости собственникам не произведена. Доказательств обратного суду не представлено.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что распоряжение не предполагает процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, суд приходит к выводу, что возложение обязанности по сносу спорного дома без предварительного изъятия для муниципальных нужд соответствующего земельного участка и жилых помещений у их собственников приведет к нарушению прав собственников помещений многоквартирного дома, поскольку приведет к утрате принадлежащих им объектов недвижимого имущества.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-806/2016 ~ М-10403/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Кировского района
Ответчики
Администрация Кировского района
Администрация МО г.Саратов
Другие
Комитет по управлению имуществом Администрации МО "Город Саратов"
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Ульянов Юрий Владимирович
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
17.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2015Передача материалов судье
22.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2016Подготовка дела (собеседование)
22.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020Дело оформлено
01.10.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее