Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5199/2021 ~ М-4206/2021 от 17.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи            Осьмининой Ю.С.

при секретаре                        Гостяеве А.Д.,

в отсутствии сторон по делу,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5199/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области к Зотову П.А. о взыскании недоимки по налогам и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Зотову П.А. о взыскании недоимки по налогам и пени, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетный период 2020 год налог в размере 8 426 рублей, пеня в размере 14,32 рублей, за 2018 год налог в размере 4 692,50 рублей, пеня в размере 16,97 рублей; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетный период 2020 года налог 20 318 рублей, пеня в размере 34,54 рубля, за 2019 год налог в размере 29 067, 42 рублей, за 2018 год налог в размере 16 145,38 рублей, сославшись на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которые были оставлены без исполнения.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен н6адлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик Зотов П.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, ознакомившись с материалами дела, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.

Согласно Письма Минфина России от 01.09.2017 г. № 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

В соответствии с ч. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса

Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год.

Из ч. 2 ст. 432 НК РФ следует, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Из ст. 430 НК РФ следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Обязанность по уплате страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Зотов П.А. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 13.09.2017 г. по 19.01.2021 г.

Из материалов дела усматривается, что величина дохода Зотова П.А. за период с 13.09.2017 г. по 31.12.2020 г. не превышала 300 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 налоговый период составляет 20 318 рублей, за 2019 — 29 354 рублей, за 2018 — 26 545 рублей.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 г. составил 8 426 рублей, за 2018 — 5 840 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлена налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Действуя в соответствии с требованиями ст. 70 НК РФ, налоговым органом в адрес Зотова П.А. направлено требование по состоянию на 24.01.2019 г., которым административному ответчику предлагалось в срок до 13.02.2019 г. уплатить страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию за 2018 г. в размере 4 692,50 рублей, пени 10.01.2019 г. по 23.01.2019 г. в размере 16,97 рублей, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2018 г. в размере 24 545 рублей, пени за аналогичный период в размере 88,77 рублей.

Также, налоговым органом в адрес Зотова П.А. направлено требование по состоянию на 20.01.2020 г., которым административному ответчику предлагалось в срок до 07.02.2020 г. уплатить страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2019 г. в размере 29 354 рублей, пени 01.01.2020 г. по 19.01.2020 г. в размере 116,19 рублей.

Также, налоговым органом в адрес Зотова П.А. направлено требование по состоянию на 13.01.2021 г., которым административному ответчику предлагалось в срок до 05.02.2021 г. уплатить страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию за 2020 г. в размере 8 426 рублей, пени за период с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г. в размере 14,32 рублей, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2020 г. в размере 20 318 рублей, пени за аналогичный период в размере 34,54 рубля.

В установленный требованием срок оплата произведена не была, в связи с чем, за Зотовым П.А. числилась вышеуказанная задолженность.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по входящему в предмет настоящего административного иска требованию от 24.01.2019 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области установила Зотову П.А. срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истек 13.08.2019 г.; по требованию от 20.01.2020 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области установила Зотову П.А. срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истек 07.08.2020 г.; по требованию от 13.01.2021 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области установила Зотову П.А. срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога и пеней по требованию истек 05.08.2021 г.

28.04.2021 г. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зотова П.А. недоимки по налогам, пени на сумму в размере 78 703,52 рублей. 28.04.2021 г. мировым судьей судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Зотова П.А. недоимки в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в размере 65 530,80 рублей и пени в размере 34,54 рубля, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г. в размере 13 118,50 рублей и пени в размере 14,32 рублей.

26.07.2021 г. определением мирового судьи судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области вышеуказанный судебный приказ был отменен на основании возражений, поступивших от должника.

В соответствии с приказом ФНС России от 16.02.2021 № и приказом Управления от 18.02.2021 № Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области реорганизована путем присоединения к Межрайонная ИФНС №15 по Самарской области.

После отмены судебного приказа, 17.09.2021 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени.

На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Зотова П.А. налоговой задолженности по требования от 24.01.2019 г., от 20.01.2020 г., входящим в предмет настоящего административного дела, Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась за пределами установленного законом шестимесячного срока.

При этом суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.

В материалах дела отсутствует ходатайство налогового органа к районному суду о восстановлении срока при подаче заявления о выдаче судебного приказа; доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду также не представлено.

Суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременным их взысканием, и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом пропущен предусмотренный законом срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, административным исковым заявлением и не представлено доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока, по которым он может быть восстановлен, суд считает возможным отказать в удовлетворении административного иска в части взыскания задолженности по уплате страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за 2018 г. в размере 4 692,50 рублей, пени за период с 10.01.2019 г. по 23.01.2019 г. в размере 16,97 рублей, страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2018 г. в размере 16 145,38 рублей (по требованию по состоянию на 24.01.2019 г.); об уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2019 г. в размере 29 067,42 рублей (требование по состоянию на 20.01.2020 г.).

Исковое заявление в части требований в части взыскания задолженности по требованию по состоянию на 13.01.2021 г. подано в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.

Поскольку доказательств внесения оплаты образовавшейся недоимки по страховым взносам за 2020 год административным ответчиком не представлено, суд полагает обоснованными административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о взыскании с Зотова П.А. задолженности по уплате страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за 2020 г. в размере 8 426 рублей, пени за период с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г. в размере 14,32 рублей, страховых взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2020 г. в размере 20 318 рублей, пени за период с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г. в размере 34,54 рубля.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1 063,79 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Зотова П.А., зарегистрированного по адресу: <адрес> сумму недоимки по страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за 2020 г. в размере 8 426 рублей, пени за период с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г. в размере 14,32 рублей, страховых взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2020 г. в размере 20 318 рублей, пени за период с 01.01.2021 г. по 12.01.2021 г. в размере 34,54 рубля.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Зотова П.А. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1 063,79 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.12.2021 г.

Председательствующий:      Ю.С. Осьминина

    

2а-5199/2021 ~ М-4206/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №15 по Самарская области
Ответчики
Зотов П.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация административного искового заявления
17.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее