Дело № 2-168/2022 (№ 2-1873/2021)
УИД 33RS0003-01-2021-003218-17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Пруцковой Е.А.,
при секретаре Григорьевой А.О.,
с участием
истца Савельевой А.А.,
представителя ответчика Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Савельевой А.А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Савельева А.А. обратиласьв суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что в августе 2021 года обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением УПФР в г. Муроме Владимирской области от 21.09.2021 истцу отказано а назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный страховой стаж истца не включены следующие периоды:
- учебы с 01.10.1990 по 16.12.1992 во Владимирском медицинском училище;
- работы с 08.02.1991 по 14.12.1992 в должности санитарки отделения переливания крови Гусь-Хрустальной ЦРБ.
С Решением УПФР в г. Муроме Владимирской области от 21.09.2021 истец не согласна. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском, которым истец просила суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды учебы с 01.10.1990 по 16.12.1992 во Владимирском медицинском училище; работы с 08.02.1991 по 14.12.1992 в должности санитарки отделения переливания крови Гусь-Хрустальной ЦРБ. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 31.08.2021.
В судебном заседании истец Савельева А.А. на иске настаивала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Владимирской области Кузнецова А.С., действующая на основании доверенности № 13 от 10.01.2022 (...), возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж по основаниям, указанным в решении ГУ – УПФР в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) от 21.09.2021.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная городская больница", будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил. В представленном отзыве на исковое заявление не возражал против удовлетворении исковых требований Савельевой А.А.(...).
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Вместе с тем, пунктом 20 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 названной статьи установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Часть 2 вышеуказанной статьи содержит положения о том, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 31.08.2021 в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Савельева А.А. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ – УПФР в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) от 21.09.2021 Савельевой А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа (...).
Согласно указанному решению в специальный стаж истца Пенсионным Фондом РФ не могут быть включены следующие периоды:
- учебы с 01.10.1990 по 16.12.1992 во Владимирском медицинском училище, поскольку до периода учебы отсутствовал факт занятости на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение;
- работы с 08.02.1991 по 14.12.1992 в должности санитарки отделения переливания крови Гусь-Хрустальной ЦРБ, поскольку должность «Санитарка» не предусмотрена Списком № 781.
Стаж лечебной деятельности на 31.08.2021 составил 28 лет 08 месяцев 16 дней вместо требуемых 30 лет.
Согласно трудовой книжке (...) Савельева (Ж., И.) А.А.:- 08.02.1991 принята на должность санитарки отделения переливания крови Гусь-Хрустальной ЦРБ;
- 15.12.1992 переведена на должность медсестры ЛОР-кабинета поликлиники ЦРБ.
Судом также установлено, что Савельева А.А. с 01.10.1990 по 16.12.1992 проходила обучение во Владимирском медицинском училище, что подтверждается справкой № 1091/02, выданной 22.12.2021 ГБПОУ ВО «Владимирский базовый медицинский колледж» (...).
Разрешая требования Савельевой А.А., суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список № 781).
При этом согласно п. 3 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее – Правила № 781).
Списком № 781 среди среди наименований должностей не поименована должность «санитарка».
Кроме того, Правилами № 781 не предусмотрено включение периода обучения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Частью 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, к периоду учебы и работы истца в должности санитарки могут быть применены:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, должность «санитарка» не поименована.
Списком № 464 предусмотрено, что в стаж работы для назначения досрочной пенсии включается работа в должностях: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Между тем, согласно действующей номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, так же как и ранее действующими номенклатурами, например приказ Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377, должность «санитарка» отнесена к младшему медицинскому персоналу.
Учитывая изложенное, период работы истца в должности санитарки с 08.02.1991 по 14.12.1992 не может быть включен в специальный стаж.
Кроме того, ни Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, ни Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода обучения.
В связи с чем в указанной части требования Савельевой надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Савельевой А.А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 01.02.2022.
Председательствующий судья Е.А. Пруцкова