РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2016 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А., при секретаре Волоховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1151/2016 по иску прокурора города Ангарска в интересах Константинова Д.А. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство либо приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ангарска обратился в суд в защиту прав и законных интересов Константинова Д.А. и с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ указал в обоснование требований, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Константинова Д.А. о нарушении его жилищных прав в связи с непредоставлением жилого помещения. Проверкой установлено, что ** Константинов Д.А. обратился к мэру г.Ангарска с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилого помещения в связи с участием в боевых действиях на территории республики Чечня и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа в период 1995-1996 годов. Согласно постановлению мэра г.Ангарска от ** № Константинов Д.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с прохождением службы в республике Чечня по контракту. Согласно Федеральному закону «О ветеранах» ветеранам боевых действий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ** предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, ветераны боевых действий, вставшие на учет после **, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Удостоверение ветерана боевых действий выдается ветеранам по их заявлению, подаваемому в соответствующие уполномоченные органы. Удостоверение выдано Константинову Д.А. **. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 16 Закона в редакции, действовавшей на дату принятия Константинова Д.А. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, он имел право на внеочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Действующая в настоящее время редакция Закона и ЖК РФ не содержат понятия первоочередности. В силу ст. 57 ч.1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 указанной статьи. Константинов Д.. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий **, т.е. до **, является ветераном боевых действий, следовательно, жилое помещение должно быть ему предоставлено в порядке очередности лиц данной категории – ветеранов боевых действий. Полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Просит признать за Константиновым Д.А. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке п.3 ч.1 ст. 16, пп.3.п.3 ст. 23.2 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить Константинову Д.А. единовременную денежную выплату в порядке пп.3.п.3 ст. 23.2 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» на строительство либо приобретение жилого помещения, за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м жилой площади по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ.
В судебном заседании представитель процессуального истца ст.помощник прокурора города Ангарска Забабурина В.Д., действующая на основании прав по должности, полностью поддержала требования, по доводам, изложенным в иске.
Истец Константинов Д.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменный отзыв, доводы которого поддержала в полном объеме. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.
При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).
Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.
В статье 16 Закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, в частности обеспечение жильем.
При этом, установлено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом полномочия по обеспечению жильем вставших на учет до 01.01.2005 года граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О).
Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» предусмотрено, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно подпунктам 1 - 6 пункта 1 статьи 3 указанного закона к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Пунктом 3 статьи 3 закона установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен следующим абзацем: «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года».
Из материалов дела следует, что Константинов Д.А. в период с ** по ** во исполнение Указов Президента РФ от 30.11.1994 года № 2137, от 09.12.1994 года № 2166, от 11.12.1994 года № 2169, Постановления Правительства РФ от 02.12.1994 года № 1334-62, от 09.12.1994 № 1360, приказов МВД России № 55-1994, № 443-1994, № 012-1995, № 02/013-1995, других нормативных актов Федеральных органов государственной власти и МВД России находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Ркспублики в составе Объединенных сил, принимал непосредственное участие в боевых действиях, выполнении задач по разоружению незаконный вооруженных формирований, восстановлении конституционной законности на территории Чеченской Республики. Данное обстоятельство подтверждается справкой Комендатуры Чеченской Республики МВД РФ.
Согласно материалам учетного дела Константинова Д.А. Управления департамента социальной защиты населения по г.Ангарску и Ангарскому району, ** в адрес мэра г.Ангарска обратился Константинов Д.А. с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилья в связи с выполнением специальной задачи на территории Чеченской Республики.
Из справки начальника штаба войсковой части 3695 следует, что Константинов Д.А. – старшина развед.роты выполнял специальные задачи в зоне Чрезвычайного положения (военного конфликта) на территории республики Чечня и прилегающих е ней регионов Северного Кавказа в период с 30.09.1995 по 12.03.1996, с 26.08.1996 по 10.12.1996 года.
С ходатайством о постановке на очередь для получения жилья воина-интернационалиста Константинова Д.А. обратилась и Ангарская общественная организация Ветеранов войны в Афганистане.
Согласно постановлению мэра г.Ангарска от ** № Константинов Д.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с прохождением службы в ... по контракту.
Удостоверение «Ветеран боевых действий» выдано Константинову Д.А. **, ** выдан дубликат удостоверения взамен утраченного.
В силу ст. 57 ч.1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 указанной статьи.
** Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району было возвращено учетное дело Константинова Д.А. в Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска. Основанием для возврата дела послужил факт выдачи удостоверения ветерана боевых действий Константинову Д.А. **, т.е. после 01.01.2005 года, и, следовательно, утраты права на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Аналогичные доводы изложены представителями ответчиков.
Вместе с тем, возвращая учетное дело и отказывая в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета, не учтено, что в рамках приведенного выше действующего законодательства РФ порядок обеспечения жильем категорий граждан, к которым относится Константинов Д.А. разграничен в зависимости от времени принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, а не от момента получения удостоверения ветерана боевых действий, поскольку указанная категория граждан отнесена к ветеранам боевых действий федеральным законодательством.
Константинов Д.А. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 21 октября 1997 года, т.е. до 01.01.2005 года, является ветераном боевых действий, следовательно, жилое помещение должно быть ему предоставлено в порядке очередности лиц данной категории – ветеранов боевых действий за счет средств федерального бюджета.
В рамках положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия, в том числе, по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В целях реализации указанных полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в Иркутской области принят закон Иркутской области № 6-оз от 04.04.2008 года «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области».
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется:
- по обеспечению жильем исход из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, категорий граждан, в частности, ветеранов боевых действий.
Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Ангарска в интересах Константинова Д.А. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство либо приобретение жилого помещения - удовлетворить.
Признать за Константиновым Д.А. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» как вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Возложить на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность предоставить Константинову Д.А. единовременную денежную выплату на строительство либо приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м жилой площади по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти в соответствии, в порядке пп.3 п.3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.2995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд, через Ангарский городской суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет составлено 29 февраля 2016 года.
СУДЬЯ: