Дело № 2-15/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 04 апреля 2019 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
с участием представителя истца – Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске Логиновой М.В., представителя ответчика – ООО «Енисейводоканал» Нанакиной О.Ю., представителя третьего лица – ООО «Форте» Козмерчук С.П.,
при секретаре Шматкове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» (далее по тексту - ООО «Енисейводоканал») и с учётом последних уточнений просил признать бездействие,выразившееся в необеспечении качества питьевой воды распределительной водопроводной сети системы центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения в г.Енисейске Красноярского края, противоправным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, возложить на ответчика обязанности по устранению в срок до 01.07.2019 года следующих нарушений:
требований статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязать получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов - скважин, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
требований статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», разработать проекты ЗСО для подземных водоисточников, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
требований статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», обязать получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО водоисточников по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
требований пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - обязать утвердить органами исполнительной власти проектов зон санитарной охраны водных объектов в установленном порядке, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
требований пункта 3.4, п.3.4.1, (табл.2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в части обеспечения качества питьевой воды в соответствии с гигиеническими нормативами по химическим показателям «железо» (не более 0,3 мг/л) и органолептическим показателям «мутность» (не более 1,5 мг/л) перед поступлением в распределительную сеть, в распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности по адресам:Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 27; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 34; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 25; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Перенсона, 134; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 30, запитанных из скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40 А.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО «Енисейводоканал» при осуществлении деятельности нарушает действующее санитарное законодательство, а именно Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», что было выявлено в ходе выездной внеплановой проверки, в ходе которой установлено, что водоснабжение г. Енисейска осуществляется из 21 подземного водоисточника, находящихся в эксплуатации ООО «Енисейводоканал», для которых разработаны и согласованы с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора рабочие программы.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 07.05.2018 № 2264 по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; ул. Куйбышева, 55А; ул. Бабушкина, 1/1; ул. Бабушкина, 1/2; Куйбышева, 82А; Молокова, 29А; ул. Молокова, 27; ул. Молокова, 38; ул. Молокова, 36; ул. Молокова, 35; ул. Молокова, 34; ул. Молокова, 30; ул. Молокова, 24; ул. Перенсона, 134; ул. Калинина, 32; ул. Калинина, 30; ул. Куйбышева, 82 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Енисейводоканал», в ходе которой установлено, что водоснабжение жилых домов по указанным адресам осуществляется из 4 подземных водоисточников, находящихся в эксплуатации ООО «Енисейводоканал», распложенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований санитарного законодательства:
- в нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществляется использование водных объектов — скважин, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2 в целях хозяйственно-бытового водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
- в нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ООО «Енисейский водоканал» не разработаны проекты ЗСО для подземных водоисточников, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2; Отсутствуют (не получены) санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО водоисточников по адресам:Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2,
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана после озонофильтровальной станции, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,19±0,25 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.4., п. 3.4.1. (табл. 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана после озонофильтровальной станции, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А по показателю «мутность» не соответствуеттребованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 2,90±0,24 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований и. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству водыцентрализованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 35; г. Енисейск, ул. Молокова, 34; г. Енисейск, ул. Молокова, 27; г. Енисейск, ул. Перенсона, 134; г. Енисейск, ул. Калинина, 30, по показателю «железо» и по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, что является нарушением требований п. 3.4., п. 3.4.1. (табл. 2, 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
По результатам надзорных мероприятий ООО «Енисейводоканал» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Ссылаясь на то, что,не соблюдая требования санитарного законодательства, ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, истец обратился в суд с заявленными требованиями и просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.07.2019 года устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе судебного заседания представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске – Логинова М.В. заявленные исковые требования с учётом их последних уточнений поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Енисейводоканал» Нанакина О.Ю. в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, полагая, что обязанность по устранению указанных истцом нарушений не может быть возложена на ООО «Енисейводоканал», поскольку данные водоисточники переданы ему по договору ответственного хранения, который в свою очередь не предусматривает обязанности ответчика по организации ЗСО, при этом имущество, необходимое для организации холодного водоснабжения жителей г. Енисейска, было передано в отсутствие проектов ЗСО. На основании изложенного полагала, что обязанность по организации качественного водоснабжения населения должна быть возложена на муниципальное образование город Енисейск в лице администрации города. Также указала, что станций фильтрации воды у ответчика не имеется, при этом объект водоснабжения, расположенный по адресу: г. Енисейск, ул. Калинина, 40А, требует ремонта, произвести который у ООО «Енисейводоканал» возможности нет. Требуемый истцом к исполнению срок (до 01.07.2019 года) полагала недостаточным для исполнения указанных в иске действий, просила в случае удовлетворения иска установить срок исполнения требуемых обязанностей до 01.07.2020 года, ссылаясь на то, что договор ответственного хранения от 18.10.2018 года, заключенный с администрацией г. Енисейска, в соответствии с которым ответчик использует объекты водоснабжения, не предусматривает обязанности по содержанию этих объектов, проведению их ремонта и иных связанных с их использованием мероприятий; объекты были переданы ответчику предыдущим его пользователем МУП «Очистные сооружения» в пользование в соответствии с заключенным между ООО «Енисейводоканал» и МУП «Очистные сооружения» 15.11.2016 года договором аренды, расторгнутым в сентябре 2018 года, в отсутствие проектов ЗСО; до настоящего времени не переданы в установленном порядке земельные участки по месту нахождения объектов коммунальной инфраструктуры. Выполнение указанных истцом обязанностей возможно только в рамках концессионного соглашения, заключенного с органом местного самоуправления, поскольку используемые ответчиком объекты водоснабжения состоят в реестре муниципальной собственности. Однако, в настоящее время администрацией г. Енисейска осуществляется только инвентаризация объектов водоснабжения города с целью дальнейшего оформления на них в установленном порядке права муниципальной собственности, после чего планируется проведение конкурса для заключения концессионного соглашения, по результатам которого оно будет заключено с его победителем, и в рамках которого будут определены работы по содержанию, ремонту этих объектов, порядок, объем их финансирования. При этом, будет ли ООО «Енисейводоканал» участвовать в конкурсе, и являться по его результатам победителем, неизвестно. С учетом такового, исполнение решения суда в случае удовлетворения иска потребует значительного времени.Кроме того, представитель ответчика не согласилась с требованием истца о признании бездействия незаконным, поскольку доказательств бездействия и ненадлежащего предоставления ответчиком услуги центрального водоснабжения всем потребителям г. Енисейска, как это следует из буквального толкования заявленных требований, истцом не представлено.
Представитель третьего лица ООО «Форте» Козмерчук С.П. в ходе судебного разбирательства пояснила, что в сентябре 2018 года ООО «Форте» у МУП «Горкомсервис» было приобретено 7 озоно-фильтровальных станций, расположенных на территории г. Енисейска, с целью обеззараживания воды, 3 из них были демонтированы и установлены на территории Енисейского района. Передача оставшихся станций ООО «Енисейводоканал» не планируется, поскольку они также будут демонтированы и установлены на другие объекты водоснабжения, расположенные на территории Енисейского района.
Третье лицо администрация г. Енисейска, извещенное о разбирательстве дела надлежащим образом, представителя в суд не направило.
Третьи лица – МУП «Очистные сооружения», МУП «Горкомсервис», Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя, в том числе и право на благоприятные условия проживания, быта, отдыха и является одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52 от 30.03.1999 года).
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 19 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 ФЗ N 52 от 30.03.1999 года).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест питьевой водой. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества…».
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.4 указанного СанПиН безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам: по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3). В таблице 2 п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указана допустимая концентрация железа, которая не должна превышать 0,3 мг/л. Кроме того, в таблице 4 п. 3.5 СанПиН указаны нормативы по мутности, которые не должны превышать 1,5 мг/л (норматив в 2 мг/л может быть установлен по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение).
При этом, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 5 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основополагающих принципов водного законодательства установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.06.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Абзацем 2 пункта 5 указанной статьи названного федерального закона определено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, утверждение проекта зон санитарной охраны водных объектов, установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются полномочием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 N 525-п утверждён «Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения»,согласно которому уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Согласно п. 3 Порядка проект зон санитарной охраны представляется заявителем на утверждение в министерство в 4 экземплярах. Представляемый на рассмотрение и утверждение проект зон санитарной охраны должен соответствовать требованиям свода правил "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14, а также санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект зон санитарной охраны водных объектов принимается министерством к рассмотрению только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам (п. 4 Порядка).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02"(далее Правила), в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (п. 1.5 Правил).
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии сост. 12Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное унитарное предприятие «Очистные сооружения» г. Енисейска на основании Договора аренды № 01/2016 от 15.11.2016 года передало Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» имущество, в совокупности составляющее комплекс оборудования, необходимого для производства и реализации коммунальных услуг холодного водоснабжения. Из содержания приложения № 1 к Договору аренды усматривается, что ООО «Енисейводоканал» в том числе переданы скважины, расположенные по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2.
В соответствии с пунктом 2.3. договора аренды от 15.11.2016 года ООО«Енисейводоканал» приняло на себя обязательства по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии, произведению за свой счет текущего и капитального ремонтаи несению всех расходов, связанных с содержанием арендованного имущества.
Данный договор прекращает свое действие по окончании процедуры конкурсного производства, а также в случае реализации имущества на торгах в процедуре конкурсного производства (п. 4.1.).
Постановлением администрации г. Енисейска № 244-п от 09.12.2016 года ООО «Енисейводоканал» определено гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска. Данное постановление является действующим и в настоящее время администрацией г. Енисейска не отменено.
Согласно Уставу ООО«Енисейводоканал»осуществляет забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2017 года МУП «Очистные сооружения» признано банкротом, конкурсным управляющий назначен Ушаков А.Г.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28.11.2018 года процедура конкурсного производства в отношении МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска завершена.
Из уведомления конкурсного управляющего МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска Ушакова А.Г. от 27.08.2018 года усматривается, что с 27.09.2018 года договор аренды № 01/2016 от 15.11.2016 года расторгнут в связи с передачей имущества собственнику в лице администрации г. Енисейска.
Согласно акту приема-передачи от 15.10.2018 года во исполнение п. 2.3. Договора аренды № 01/2016 от 15.11.2016 года арендатором(ООО «Енисейводоканал») вышеуказанное имущество возвращено арендодателю (МУП «Очистные сооружения).
Актом приема-передачи № 26 социально значимого имущества в муниципальную собственность от 16.10.2018 года МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска администрации города Енисейскабыли переданы в том числе скважины, расположенные по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2.
В соответствии с распоряжением администрации г. Енисейска № 1061-р от 17.10.2018 года принятое из хозяйственного ведения МУП «Очистные сооружения» муниципальное имущество, включая скважины, расположенные по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2, передано в муниципальную собственность г. Енисейска.
Распоряжением администрации г. Енисейска № 977-р от 25.09.2018 года создана рабочая группа для оценки технического состояния имущества (объектов коммунального хозяйства), передаваемого в концессию, и организации работы по подготовку конкурсной документации и проведению конкурса.
Распоряжением администрации г. Енисейска № 1063-р от 18.10.2018 года на период подготовки необходимых документов, а также объявления и проведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения, муниципальное имущество, в том числе скважины, расположенные по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2, передано на ответственное хранение ООО «Енисейводоканал», о чем между Муниципальным образованием город Енисейск и ООО «Енисейводоканал» заключен Договор ответственного хранения, согласно которому муниципальное образование город Енисейск передает, а ООО «Енисейводоканал» принимает на безвозмездное хранение муниципальное имущество и обязуется его возвратить незамедлительно после подведения итогов конкурса по заключению концессионного соглашения и непосредственно его заключения, окончании срока действия настоящего договора. При этом ООО «Енисейводоканал» вправе пользоваться переданным на хранение имуществом (п. 2.2.1.). Согласно приложению № 1 к Договору ответственного хранения от 18.10.2018 года ООО
Пояснениями сторон подтверждено, что до настоящего времени ответчик является гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска, фактически по назначению эксплуатирует указанные в иске объекты водоснабжения, оказывает потребителям на территории г. Енисейска коммунальную услугу центрального холодного водоснабжения и начисляет за ее предоставление плату. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 года установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Енисейводоканал».
На основании распоряжения № 2264 от 03.05.2018 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирскев целях проверки фактов, изложенных в обращениях граждан, проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой быловозбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном нарушении № 10965 от 04.06.2018 года, согласно которому в ходе проверки обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- в нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ использование водных объектов - скважин, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2 осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
- в нарушение требований ст. 18. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 1.6, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не разработаны проекты ЗСО для подземных водоисточников, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2. Отсутствуют (не получены) санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО водоисточников по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана после озонофильтровальной станции, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,19±0,25 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.4., п. 3.4.1. (табл. 2) Сан-ПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124- 2781);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана после озонофильтровальной станции, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 2,90±0,24 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124-2781);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 35 по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,27±0,3 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п.п. 3.4.1. (табл. 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124-2782);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 35 по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 3,68±0,31 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 года № 124-2782);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 34 по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,56±0,33 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п.п. 3.4.1. (табл. 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124-2783);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 34 по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 4,04±0,34 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 года № 124-2783);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 27 по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,41±0,42 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п.п. 3.4.1. (табл. 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124-2784);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 27 по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 3,74±0,31 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 года № 124-2784);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственностипо адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Перенсона, 134 по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,59±0,33 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.4., п. 3.4.1. (табл. 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124-2785);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Перенсона, 134 по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 3,5±0,3 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124- 2785);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 30 по показателю «железо» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: концентрация железа составляет 1,40±0,29 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 0,3 мг/дм3, что является нарушением требований п.п. 3.4.1. (табл. 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (протокол лабораторных испытаний от 18.05.2018 № 124-2786);
- по результатам лабораторных испытаний качество питьевой воды распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения из пробоотборного крана на границе эксплуатационной ответственности по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 30 по показателю «мутность» не соответствует требованиям гигиенических нормативов, а именно: мутность составляет 3,26±0,27 мг/дм3 при величине допустимых уровней не более 1,5 мг/дм3, что является нарушением требований п. 3.5. (табл. 4) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В целях устранения выявленных нарушений ООО «Енисейводоканал» выдано предписание № 11008 от 04.06.2018 года, которым предписано в срок до 01.07.2019 года устранить указанные нарушения.
Постановлением главного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейске, Енисейскому, Казачинскому, Пировскому и Северо-Енисейскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю №12252 от 21.06.2018 года за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в том числе по факту вышеизложенных нарушений, юридическое лицо ООО «Енисейводоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление не было обжаловано и вступило в законную силу, что не оспаривалось представителем ответчика.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценив представленные по делу доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а так же достаточности и взаимосвязи в их совокупности, с учетом пояснений сторон, суд приходит к выводу о том, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства являются объективно мотивированными и доказанными в судебном заседании, поскольку судом установлен и подтвержден материалами дела факт отсутствия санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов – скважин, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; отсутствия проектов ЗСО для указанных подземных водоисточников; отсутствия санитарно-эпидемиологических заключений на проекты ЗСО данных водоисточников; неутверждения органами исполнительной власти проектов ЗСО водных объектов в установленном порядке; а также несоответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам по химическим показателям «железо» (не более 0,3 мг/л) и органолептическим показателям «мутность» (не более 1,5 мг/л) перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 35; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 34; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Молокова, 27; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Перенсона, 134; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 30, запитанных из скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40 А.
Поскольку наличие вышеуказанных недостатков нарушает права неопределенного круга лиц, а ООО «Енисейводоканал» как организацией, осуществляющей деятельность по водоснабжению населения г. Енисейска, не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие при осуществлении своей деятельности установленных в судебном заседании нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации, заявленные требования о возложении на ответчика обязанности по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, разработке проектов ЗСО, получению санитарно-эпидемиологических заключений на проекты ЗСО, утверждению органами исполнительной власти проектов ЗСО в установленном порядке и обеспечению качества питьевой воды гигиеническим нормативам по химическим показателям «железо» и «мутность» являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как в силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем. Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона есть деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Толкование вышеприведенных положений законодательства указывает, что вопреки доводам ответчика обязанность устанавливать и соблюдать зоны санитарной охраны источников водоснабжения возлагается на лицо, осуществляющее их эксплуатацию, вне зависимости от того, является ли данное лицо собственником этих источников и возложена ли на него такая обязанность договором. При этом выполнение или невыполнение предыдущим пользователем источников водоснабжения обязанности по установлению таких зон, обязанности действующей организации, осуществляющей эксплуатацию скважин в настоящее время, выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства не исключает. Вопреки доводам ответчика, установление зон санитарной охраны источников водоснабжения, границ и режима зон охраны таких источников не является актом, связанным с таким источником на весь период существования действия источника, а предполагает установление таких зон для каждого эксплуатирующего их лица.
Вместе с тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1, ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Поскольку вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ в ходе разбирательства дела истцом не представлено объективных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о необеспечении ООО «Енисейводоканал» качества питьевой воды во всей распределительной водопроводной сети системы центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения в г. Енисейске Красноярского края, а требований о признании бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении качества питьевой воды, предоставляемой потребителям посредством эксплуатации указанных в иске водоисточников, противоправным и нарушающим законные права и интересы неопределенного круга лиц не заявлялось, исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске о признании бездействия ответчика ООО «Енисейводоканал» противоправным, нарушающим законные права и интересы неопределенного круга лиц, выразившегося в необеспечении качества питьевой воды распределительной водопроводной сети системы центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения в г. Енисейске Красноярского края, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая мнение истца, приведенные представителем ответчика доводы о невозможности выполнения требуемых мероприятий в указанный в иске срок, а также то обстоятельство, что выполнение указанных мероприятий, в том числе организационных (в целях содержания объектов водоснабжения, проведения необходимых ремонтных работ) и иных мероприятий, направленных на разработку проектов ЗСО,получение соответствующих заключений), требует значительного времени, финансовых затрат, следует установить ответчику разумный срок для исполнения решения суда – до 01 марта 2020 года.
Согласноч.1 ст.103ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии сост. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку истец Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, государственная пошлина в размере 6000 руб. (п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ) подлежит взысканию с ответчика ООО «Енисейводоканал» в доход муниципального образования город Енисейск Красноярского края.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» в срок до 01 марта 2020 года:
- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов - скважин, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
- разработать проекты зон санитарной охраны для подземных водоисточников, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
-получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны водоисточников по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
- представить на утверждениев уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края проекты зон санитарной охраны водных объектов, расположенных по адресам: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Куйбышева, 55А; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/1; Красноярский край, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/2;
- устранить нарушения требований пункта 3.4, п.3.4.1, (табл.2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в части обеспечения качества питьевой воды в соответствии с гигиеническими нормативами по химическим показателям «железо» (не более 0,3 мг/л) и органолептическим показателям «мутность» (не более 1,5 мг/л) перед поступлением в распределительную сеть, в распределительной сети системы централизованного питьевого водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности по адресам:Красноярский край, г.Енисейск, ул. Молокова, 35;Красноярский край, г.Енисейск, ул. Молокова, 34;Красноярский край, г.Енисейск, ул. Молокова, 27;Красноярский край, г.Енисейск, ул. Перенсона, 134;Красноярский край, г.Енисейск, ул. Калинина, 30, запитанных из скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Калинина, 40 А.
В удовлетворении требования о признании бездействия ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Енисейводоканал» противоправным, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц, выразившегося в необеспечении качества питьевой воды распределительной водопроводной сети системы центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения в г.Енисейске Красноярского края, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Енисейский водоканал» в доход бюджета муниципального образования город Енисейск государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2019 года.