РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года г.о. Самара
Советский районный суд г Самары в составе:
председательствующего судьи Пряниковой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Красновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1063/2023 по исковому заявлению Артемьева Д.А к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и почтовых расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Артемьев Д.А. обратился в суд с иском к ООО "ЭкоСтройРесурс" об обязании ответчика произвести перерасчет и отменить задолженность по лицевому счету № по адресу - <адрес> освободить Артемьева Д.А. от оплаты за услугу по обращению с ТКО, указав, что является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
До 2012 года он проживал в небольшой части жилого дома, состоящей из комнаты и кухни.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 27.05.2014 № № данный дом признан непригодным для постоянного проживания.
С 2012 года в данном жилом доме не проживает ввиду невозможности проживания в нем, никакими коммунальными услугами не пользуется, в доме отключены электроэнергия, газ, вода, по финансово-лицевым счетам на данные услуги начислений не производится; в доме имеются счетчики потребления электроэнергии, газа, воды, которые значатся без каких-либо изменений по их показаниям, что подтверждает не проживание в доме и не использование коммунальных ресурсов. Проживает с супругой по вышеназванному адресу и оплачивает все виды потребленных коммунальных услуг, в том числе за вывоз мусора.
Между тем, организация ответчика ежемесячно производит начисление платы за услугу по обращению с ТКО на 13,87 кв.м, в связи с чем по лицевому счету № образовалась задолженность в сумме 3 022,50 рублей с января 2019 года по декабрь 2022 года включительно и за январь 2023 года.
Проживание в квартире приведет к угрозе жизни и здоровью и членов семьи.Кроме того, истец является инвалидом после перенесенной операции на позвоночнике.В 2021 году обращался с 2 заявлениями в организацию ответчика по вопросу перерасчета по лицевому счету по причине начисления платы за услугу по обращению с ТКО, хотя принадлежала и принадлежит лишь 1/3 доля в праве, а другому сособственнику жилогодома и земельного участка плата не начислялась и по вопросу освобождения от оплаты по вышеназванным основаниям.
Однако, какого-либо ответа на обращения более года так и не получил.В связи с чем повторно обратился с аналогичным заявлением от 16.09.2022, на которое получил отказ от 30.09.2022.
Данные отказы от 12.07.2021и от 30.09.2022 считает незаконными.Об отказе по заявлению от 2021 гон узнал от представителя регоператора в г. Сызрани при подаче повторного заявления от 16.09.2022, в тот день копия ответа от 12.07.2021 была вручена, которого до 16.09.2022 не получал.Как следует из ответа от 12.07.2021 г. оно было направлено по тому адресу, где истец не проживает по вышеизложенным основаниям, о чем указывалось в заявлении о необходимости направления ответа по месту фактического проживания.Однако, регоператор проигнорировал требования о направлении ответа по адресу фактического проживания. В связи с чем полагает, что стало известно о нарушенном праве лишь после получения ответа 05.10.2022, поэтому какие-либо сроки о перерасчете платы с 01.01.2019 не являются пропущенными.
17.03.2023 от истца поступило заявление, в котором он увеличил исковые требования и просит также взыскать с ответчика ООО «ЭкоСтройРесурс» неустойки за неудовлетворение его требований, начиная с 12.07.2021 (дата первоначального отказа в перерасчете по лицевому счету) и на дату рассмотрения судом иска и на дату исполнения судебного акта исходя из суммы задолженности на 01.03.2023 по лицевому счету № в сумме 3 153,36 рублей, взыскать компенсацию морального вреда на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей в сумме 3 000 рублей учитывая наличие у истца инвалидности в связи с неврологическим заболеванием, волнения и стресса при неоднократном посещении представителя регоператора в г. Сызрани, после получения извещений ООО «ЭкоСтройРесурс» об отказе в перерасчете, при оформлении иска и его уточнения и на основании ст. 88 и ст. 94 ГПК РФ о взыскании судебных расходов по приобретению 3 конвертов для отправки иска и уточнения иска и прилагаемых документов ответчику и суду согласно квитанции, приложенной к исковому заявлению при отправке иска, квитанции от 16.01.2023 на 73,50 рублей и от 04.02.2023 на 54 рубля.
В судебное заседание истец,представитель ответчика не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором в иске просил отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от №
Из ответа комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань от 10.02.2023 следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания в соответствии с п.4 постановления Администрации городского округа Сызрань от 27.05.2014 №.
По вопросу организации контейнерной площадки сбора ТКО в районе жилого <адрес> по информации, представленной Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань указано, что согласно п.4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до жилых домов должно быть не менее 20 метров.По <адрес> в районе обозначенного дома в связи со сложившейся застройкой отсутствует возможность оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, т.к. не будет соблюдаться данный СанПиН.Согласно п. 11 раздела III Постановления <адрес> от 07.07.2020 № 471 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и от 18.09.2019 № 645 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» и об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области» на территории индивидуальной жилой застройки, к которой относятся дома по <адрес>, территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд применяется децентрализованный способ накопления ТКО.В настоящее время сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в данном районе осуществляется спецтехникой АО «Экопром» децентрализованным способом еженедельно по средам.
Кроме того, в данном районе дополнительно оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес>.
Истец указывает, что до 2012 года проживал в небольшой части жилого дома, состоящей из комнаты и кухни. С 2012 года в данном жилом доме не проживает ввиду невозможности проживания в нем, никакими коммунальными услугами не пользуется, в доме отключены электроэнергия, газ, вода, по финансово-лицевым счетам на данные услуги начислений не производится; в доме имеются счетчики потребления электроэнергии, газа, воды, которые значатся без каких-либо изменений по их показаниям, что подтверждает, что истец не проживает в доме и не использует коммунальные ресурсы. Проживает с супругой по <адрес>, и оплачивает все виды потребленных коммунальных услуг, в том числе за вывоз мусора.
Судом установлено также, что истец обращался к ответчику ООО "ЭкоСтройРесурс" с 2 заявлениями по вопросу перерасчета по лицевому счету по причине начисления платы за услугу по обращению с ТКО.
Суд полагает, что оснований для перерасчета платы за вывоз ТКО за спорный период не имеется по следующим основаниям.
Согласно Письму Минстроя России от 26.02.2019 N6592-ОГ/06 «По вопросу платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчета такой платы» порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с частью 11 статьи 155Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом предусмотрена возможность пересчета платы за обращение с ТКО в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил N354). Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения (далее - потребитель коммунальной услуги), который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе снимать копии с предъявляемых потребителем коммунальной услуги документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
Одновременно следует отметить, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148(30) Правил N 354). В случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в приказе от 29.12.2018 N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" (далее - Приказ N 1023) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области (в том числе г. Самара) на 1 кв. м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год.
Министерство, принимая Приказ N 1023, реализовало закрепленное в п. 4(1) постановления Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области (в том числе г.Самара) исходя из общей площади жилого помещения.
ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО на территории.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимает ТКО, обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывает услуги по обращению с ТКО надлежащим образом, том числе по объекту недвижимости, принадлежащему на праве общей долевой собственности истцу.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО регулируется разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 148(1) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из п. 148(2) Правил следует, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу п. 148(28) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
На основании п. 148(36) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 148(30) Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Порядок перерасчета платы при отсутствии временно или постоянно зарегистрированных граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории городских округов Самарской области при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения Правилами N 354, не предусмотрен.
Согласно п. 86 Правил N 354 перерасчет платы производится в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан, однако в применяемой на территории городских округов Самарской области формуле 9(2) приложения 2 расчетной единицей является 1 кв. м.
Следовательно, данная формула (норматив потребления с кв.м) не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Законодателем не предусмотрен порядок предоставления перерасчета в случаях, когда расчетной единицей в отношении которой установлен норматив накопления ТКО является 1 кв.м.
Таким образом, применительно к приведенным выше правовым положениям, суды нижестоящих инстанций, установив, что на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г. Самара принято решение об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м общей площади жилого помещения, пришли к верному выводу о том, что, временное отсутствие и непроживание в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, не может являться основанием для произведения перерасчета суммы оплаты за коммунальные платежи, а именно: за пользование коммунальными услугами "Обращение с ТКО".
Суд полагает, что требования истца о перерасчете ему оплаты за услугу по обращению с ТКО не подлежат удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждается, что истцу принадлежит не только жилой дом по спорному адресу, но и земельный участок, кроме того, как усматривается из искового заявления истец сохраняет по спорному адресу: <адрес>, регистрацию, и до настоящего времени является сособственником жилого дома.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производств и потребления", пунктами 148(36) и 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из того, что неиспользование истцом жилого помещения (непроживание) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истца как собственника от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание, что судом не установлено оснований для перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО, а также нарушений ответчиком прав Артемьева Д.А., то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки, компенсации морального вреда и почтовых расходов.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявлениеАртемьева Д.А. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и почтовых расходовоставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2023.
Судья: /подпись/Т.Н.Пряникова