РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2323/2023 по административному иску Самотаева Антона Викторовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжений незаконными, устранении нарушений,
установил:
Самотаев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными распоряжений Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административный истец 03.02.2023 обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 641 кв.м и земельного участка площадью 800 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, участок б/н в кадастровом квартале 63:01:0330001. Распоряжениями № РД-297 от ДД.ММ.ГГГГ и № РД-298 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков на том основании, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченной улицами, автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в связи с чем образование земельных участков возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. С таким решением истец не согласен, поскольку территория, на которой расположены испрашиваемые земельные участки, относится к существующей застройке индивидуальными жилыми домами, объединение этой территории в один элемент планировочной структуры с территорией, на которой расположен многоквартирный дом, неосновательно. Просит признать указанные распоряжения незаконными и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений от 03.02.2023.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Егоров В.В. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Завьялова Я.Р. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела следует, что 03.02.2023 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 641 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н в кадастровом квартале 63:01:0330001, относящегося по категории к землям населенных пунктов, территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 16.02.2023 № РД-297 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
Также 03.02.2023 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения огородничества земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н в кадастровом квартале 63:01:0330001, относящегося по категории к землям населенных пунктов, территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 16.02.2023 № РД-298 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
В обоих распоряжениях в обоснование отказа указано, что согласно топографическим материалам испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченного улицами, автомобильными дорогами общего пользования, следовательно, образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом от 19.04.2022 № П/1048.
С такими решениями нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Таким образом, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории.
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N738/пр утверждены следующие виды элементов планировочной структуры: 1. Район; 2. Микрорайон; 3. Квартал; 4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; 6. Территория транспортно-пересадочного узла; 7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 8. Улично-дорожная сеть.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что элемент планировочной структуры, застроенный многоквартирными домами, в котором находятся испрашиваемые земельные участки, образован улично-дорожной сетью, включающей <адрес> испрашиваемых земельных участков в одном микрорайоне с ними располагаются четыре многоквартирных жилых дома по адресу: <адрес> №№.
Вместе с тем, согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования г.о.Самара.
Из представленной публичной кадастровой карты видно, что между двумя многоквартирными домами и испрашиваемыми земельными участками имеются проезды, т.е. территория общего пользования, отделяющая зону индивидуальной жилой застройки от многоквартирных домов.
Согласно общедоступным картографическим ресурсам <адрес> представляет собой территорию, застроенную преимущественно индивидуальными жилыми домами, иные многоквартирные дома, кроме указанных выше, на данной территории отсутствуют.
Законодательно не закреплено, при каком количестве многоквартирных домов и какой элемент планировочной структуры из числа перечисленных в Приказе от 25.04.2017 N738/пр будет считаться застроенным многоквартирными домами для целей применения положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
Учитывая, что территория, на которой расположены испрашиваемые земельные участки, предназначена и фактически используется для индивидуальной жилой застройки, суд считает необоснованными доводы административного ответчика об отнесении этой территории к элементу планировочной структуры, застроенному многоквартирными домами, лишь на то основании, что на данной территории находится несколько многоквартирных домов. Доказательств того, что на данной территории планируется комплексное освоение и развитие территории в целях многоквартирного жилищного строительства, материалы дела не содержат.
Следовательно, образование земельных участков на основании схемы расположения земельного участка не приведет к нарушению статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков по приведенному в оспариваемых распоряжениях основанию не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания распоряжений незаконными.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов публичной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Самотаева Антона Викторовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконными распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-297 от 16.02.2023 и распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-298 от 16.02.2023 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявления Самотаева Антона Викторовича о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2023.