УИД <Номер обезличен>
Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при помощнике судьи Лучковой Е.В.,
с участием истцов Андросовой Э.Б. и Андросова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Андросовой Э.Б. и Андросова М.М. к администрации <адрес> о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Андросова Э.Б. и Андросов М.М. с учетом последующего уточнения исковых требований обратились в суд с исками к администрации <адрес> о признании за ними права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» исходя из даты постановки на учет Андросова М.Ню, умершего <Дата обезличена> - <Дата обезличена>, возложении на ответчика обязанности включить их в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет Андросова М.Н. - <Дата обезличена>, в обоснование требований указав, что Андросов М.Н. являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и с <Дата обезличена> состоял на учете в администрации <адрес>, относясь к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории «пенсионеры», с составом семьи три человека, включая его самого, Андросову Э.Б. (супругу), Андросова М.М. (сына). <Дата обезличена> Андросов М.Н., проживавший по адресу: <адрес>, умер. На день его смерти совместно с ним проживали: супруга Андросова Э.Б. и сын Андросов М.М. Считают, что имеют право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» после смерти Андросова М.Н. по категории «инвалиды» с датой первоначальной постановки Андросова М.Н. на учет, поскольку они, как члены семьи заявителя Андросова М.Н., состояли в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «пенсионеры», при этом, при жизни при прохождении освидетельствования в филиале <Номер обезличен> ФГУ ГБ МСЭ Министерства здравоохранения и социального развития РФ Андросов С.Н. был признан инвалидом I группы с <Дата обезличена>. Согласно пункту 20 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями от <Дата обезличена>), действовавшего на момент признания Андросова М.Н инвалидом I группы - <Дата обезличена>, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Определением суда от <Дата обезличена> указанные исковые заявления соединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
В судебном заседании истцы Андросова Э.Б. и Андросов М.М. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исках, в дополнение пояснили, что после установления Андросову М.Н. инвалидности он не имел физической возможности реализовать свое право на переход в иную категорию граждан, претендующих на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, поскольку тяжело болел, имея онкологическое заболевание. После его смерти истцы были исключены из списков, при этом специалистом администрации им было рекомендовано обратиться в суд с иском о восстановлении в списках по той категории, в которой Андросов М.Н. значился на момент смерти – «пенсионеры», и уже после этого реализовывать право на перевод в другую категорию ввиду того, что на момент смерти тот являлся инвалидом 1 группы.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленного отзыва на иск с исковыми требованиями не согласен, указав, что из материалов учетного дела Андросова М.Ню следует, что в <Дата обезличена> году он включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «пенсионеры», с составом семьи 3 человека, а именно: Андросов М.Н. - заявитель, Андросова Э.Б. - супруга, Андросов М.М. - сын. Из вышеуказанных обстоятельств следует, что Андросова Э.Б. включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «пенсионеры» как член семьи непосредственного заявителя. В <Дата обезличена> году заявитель Андросов М.Н. умер. В связи с тем, что до внесения изменений в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из и приравненных к ним местностей», в ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо предусмотрена не была, после смерти заявителя Андросова М.Н., Андросова Э.Б. и Андросов М.М. были исключены из списка вместе с заявителем. В 2020 году Андросова Э.Б. вместе с сыном Андросовым М.М. на основании решения Зейского районного суда <адрес> от <Дата обезличена> (дело <Номер обезличен>) восстановлены в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «пенсионеры», как члены семьи заявителя, с датой постановки на учет <Дата обезличена>. Частью 2 ст. 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ определено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Из вышеприведенных норм законодательства следует, что для перевода гражданина из одной категории в другую, в данном случае из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды», непосредственно заявителю (Андросову М.Н.) необходимо было предоставить в администрацию <адрес> заявление об изменении категории и документы, подтверждающие установление инвалидности. До момента установления факта смерти заявителя заявление о переводе из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» в связи с установлением ему инвалидности в администрацию <адрес> не поступало. <Дата обезличена> в администрацию <адрес> поступило заявление Андросовой Э.Б. с просьбой восстановить ее и сына Андросова М.М. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды» с датой постановки на учет Андросова М.Н. Принимая во внимание тот факт, что право истцов на получение жилищной субсидии производно от прав Андросова М.Н. им было отказано в переводе из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (ч. 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (жилищные субсидии).
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.ст.2,5 Федерального закона от 25 октября 2002 г №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчёта размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчёта жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г №153, членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил - постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу абз.4 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Из материалов дела следует, что Андросов М.Н. при жизни был поставлен и состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей сначала в общей льготной очереди, а с <Дата обезличена> по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет - <Дата обезличена> с составом семьи три человека: сам Андросов М.Н., супруга – Андросова Э.Б. и сын - Андросов М.М.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела справкой КУМИ <адрес> от <Дата обезличена>, выписками из списков жителей <адрес>, претендующих на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», за период с 2001 года по 2020 год включительно.
<Дата обезличена> Андросов М.Ню умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I – ОТ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Из материалов дела также следует, что после смерти Андросова М.Н. его супруга Андросова Э.Б. и сын Андросов М.М. были исключены из списка вместе с заявителем.
Решением Зейского районного суда <адрес> от <Дата обезличена> за Андросовой Э.Б. и Андросовым М.М., как за членами семьи умершего Андросова М.Н., было признано право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет <Дата обезличена>, на администрацию <адрес> возложена обязанность восстановить Андросову Э.Б., Андросова М.М., как членов семьи умершего Андросова М.Н., в очередь «пенсионеры» на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с датой постановки на учет <Дата обезличена>.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2006 <Номер обезличен>, что Андросову М.Ню <Дата обезличена> была присвоена первая группа инвалидности по общему заболеванию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (ред. от 12.10.2020) также предусмотрено, что очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Вместе с тем, на момент установления Андросову М.Н. инвалидности первой группы – <Дата обезличена> действовала иная редакция названного Положения и пункт 20 (в редакции от <Дата обезличена>) предусматривал, что, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
В апреле 2020 года Андросова Э.б. обратилась в администрацию Зейского района с заявлением, в котором просила перевести ее и Андросова М.М. в очередь граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья из категории «пенсионеров» в категорию «инвалидов» с даты первоначальной постановки Андросова М.Н. на учет - с <Дата обезличена>, представив при этом справку об установлении Андросову М.Н. инвалидности, в чем ей было отказано письмом от <Дата обезличена>.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» была изложена в новой редакции. В частности, в ст.1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 года №212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст.2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст.1 Федерального закона №125-ФЗ предусмотрена не была.
Однако прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона №212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, также как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии (Определение Судебной коллегии по гражданским делам верховного Суда РФ от 12 марта 2014 года № 34-КГ13-1).
Согласно подп.«з» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
Следовательно, Андросова Э.Б. и Андросов М.М., как члены семьи гражданина, подавшего заявление о предоставлении жилищной субсидии и состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, являющиеся правопреемниками Андросова М.Н., имеют право на получение жилищной субсидии с учетом сохранения всего объема прав Андросова М.Н. (даты постановки на учет, категории очередности и т.д.).
Кроме того, истцы, как правопреемники Андросова М.Н., обладают правом на изменение категории учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи с изменением условий, на основании которых Андросов М.Н. был поставлен на данный учет. В данном случае – это приобретение заявителем Андросовым М.Н. статуса инвалида 1 группы.
Заявление об изменении категории учета Андросовым М.Н. им при жизни подано не было, тогда как правом на это он объективно обладал, не реализовав его, как следует из пояснений истцом в связи с тяжелой болезнью.
Вместе с тем, с соответствующим заявлением в уполномоченный орган обратилась правопреемник Андросова М.Н. – Андросова Э.Б., представив при этом документ, подтверждающий наличие такого права у умершего, возникшее при его жизни, соответственно требования п. 17 (1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 соблюдены.
Изложенное свидетельствует о наличии у истцов права на получение жилищной субсидии в соответствии с изменившимися условиями – по категории «инвалиды» с даты постановки на учет Андросова М.Н., то есть с <Дата обезличена>.
При этом суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С учетом изложенного, поскольку право на изменение категории учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с изменением условий, возникло у Андросова М.Н. в период действия вышеприведенных положений п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривающих, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления), исковые требования истцов о признании за ними права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет Андросова М.Ню, умершего <Дата обезличена> - <Дата обезличена> по категории «инвалиды» и возложении на ответчика обязанности включить их в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды», с датой постановки на учет Андросова М.Н. – <Дата обезличена>, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ I ░ II ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░, ░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> – <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ I ░ II ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░