Дело № 2а-333/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 30 апреля 2019 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Горячевой О.С.,
при секретаре судебного заседания Кисткиной О.В.,
с участием в деле:
административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Мордовия – его представителя Кирдяпиной М.Д.,
административного ответчика – Казеева В.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Мордовия к Казееву В.А. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Мордовия обратилась в суд с административным иском к Казееву В.А. с требованиями о взыскании задолженности по пени по страховым взносам. В обоснование своих требований указала, что 12 октября 2018 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по пени по страховым взносам с ответчика. Казеев В.А. состоял на учете в Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия с 28 мая 2007 года по 18 января 2017 года в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального загона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01 января 2017 года), являлся плательщиком страховых взносов как индивидуальный предприниматель. В силу ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (действовавшего до 01января 2017 года) страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели, являлись плательщиками страховых взносов, в Соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Федерального закона, обязаны были правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Задолженность по страховым взносам взыскана с Казеева В.А. постановлениями Пенсионного фонда. По состоянию на 22 марта 2018 года начислены пени на задолженность по страховым взносам: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017г. в размере 763.88 руб., пени по страховым взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01 января 2010 года в размере 972,98 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01 января 2017 года в размере 16,94 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 86,36руб., а всего 1840,16 руб. Уплата пени по страховым взносам Казеевым В.А. в установленные сроки не производилась. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и пени. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия требованиями об уплате налога и пени № 39365 от 25 декабря 2017 года, №39832 от 22 марта 2019 года налогоплательщику было предложено произвести уплату пени по страховым взносам в сумме 1840,16 рублей. Неисполнение требования налогового органа об уплате недоимки по налогу и пеням, налоговых санкций является основанием для обращения в суд за их взысканием.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Мордовия Кирдяпина М.Д. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Административный ответчик Казеев В.А. возражал против удовлетворения исковых требований, полагает, что задолженность по страховым взносам должна быть признана невозможной ко взысканию, а равно и пени на данную задолженность начислены незаконно.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно положениям Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с Законом № 243-ФЗ налоговые органы с 01 января 2017 года осуществляют полномочия по администрированию страховых взносов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее ФЗ № 212), а также страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ и иным актам законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
В период возникновения спорных правоотношений вопросы начисления и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
На основании п. 1 ст. 14 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (п. 2 ст. 13).
Согласно п. 2 ст. 16, ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, по сравнению с установленными Федеральным законом, плательщик страховых взносов должен выплатить пени; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование отнесено к компетенции налоговых органов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Казеев В.А. поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя 28 мая 2007 года, предпринимательская деятельность прекращена 18 января 2017 года (л.д. 20-22). С этого же времени он был поставлена на учет как плательщик страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с неуплатой суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в адрес налогового органа Управлением ПФР в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия переданы сведения о задолженности в частности о взносах по страховой части на по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01 января 2017 года, по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации до 01 января 2017 года.
Согласно п. 15 ст. 15 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
Пунктом 8 статьи 16 данного закона предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится в срок не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности.
В силу ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ в случае ненадлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате страховых взносов на имеющуюся недоимку начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, Постановлением Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 года №20-П, Определением Конституционного суда РФ от 04 июля 2002 года №200-О, п. 19, 20 Постановлением Высшего Арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 года №5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.
Вешением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 2 августа 2018 года с Казеева В.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия взыскана задолженность по страховым взносам, пени в сумме 4602 (четыре тысячи шестьсот два) руб. 92 коп., в том числе: задолженность за период с 01.01.2017 по 18.01.2017 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1132 (одна тысяча сто тридцать два) руб. 26 коп., на обязательное медицинское страхование в размере 222 (двести двадцать два) руб. 10 коп., пени за период с 03.02.2017 по 20.06.2017 на обязательное пенсионное страхование в размере 40 (сорок) руб. 56 коп., на обязательное медицинское страхование в размере 8 (восемь) руб..
В связи с неуплатой суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в адрес Казеева В.А. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия, почтой, направлены требования об уплате налога и пени № 39365 от 25 декабря 2017 года, №39832 от 22 марта 2019 года об уплате пени по страховым взносам в сумме 1840,16 рублей.
Согласно абз.1 п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога (пеней) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
С учетом данной нормы закона и наличия в деле сведений о направлении ответчику названного требования оно считается полученными им.
12 октября 2018 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по пени по страховым взносам с ответчика. Поскольку задолженность по пеням не была уплачена ответчиком, 4 апреля 2019 года истец обратился в суд с настоящим иском.
При таких данных, учитывая вышеприведенные положения Федерального закона № 212-ФЗ, суд приходит к выводу, что неуплаченные ответчиком добровольно пени, начисленные на задолженность по страховым взносам, подлежат взысканию с последнего. При этом при обращении налогового органа в суд с иском о взыскании пеней нарушений установленных действующим законодательством порядка и сроков не допущено.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2 ст. 103 КАС РФ).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом подлежащей взысканию с ответчика суммы пеней с Казеева В.А. подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 400 руб.
Доводы административного ответчика о том, что задолженность по страховым взносам должна быть признана невозможной ко взысканию, а равно и пени на данную задолженность начислены незаконно, суд находит основанными на неверном толковании закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия к Казееву В.А. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам удовлетворить.
Взыскать с Казеева В.А., проживающего по адресу <Адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия задолженность по пени по страховым взносам в сумме 1840 рублей 16 копеек, в том числе:
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01 января 2017 года в сумме 763 рубля 88 копеек КБК (№),
пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации до 01 января 2017 года в сумме 972 рубля 98 копеек КБК (№),
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 года в сумме 16 рублей 94 копейки КБК (№),
пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный Фонд Российской Федерации с 01 января 2017 года в сумме 86 рублей 36 копеек КБК (18№),
Реквизиты для перечисления задолженности:
Наименование банка: Отделение – НБ Республики Мордовия г. Саранск; БИК: №; номер счета получателя платежа: №; наименование получателя платежа: УФК по РМ (Межрайонная ИФНС России №6 по Республике Мордовия); ОКТМО -№, ИНН/КПП получателя – №.
Взыскать с Казеева В.А. в доход бюджета Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия судом путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья подпись О.С. Горячева