Дело № 12-12/16
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Можга 29 февраля 2016 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Баранова Д.Г.,
защитника Подлевских Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Семенова В.М. на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики от дд.мм.гггг индивидуальный предприниматель Семенов В.М. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Событие правонарушения согласно постановлению государственного инспектора, заключается в том, что дд.мм.гггг по адресу: <***> (<***> метров на восток от ул. <***>), индивидуальный предприниматель Семенов В.М. не провел инвентаризацию отходов, образующихся в процессе его производственной деятельности по деревообработке, не подтвердил их отнесение к конкретному классу опасности, не разработал паспорта на отходы I-IV классов опасности, не осуществлял учет в области обращения с отходами производства и потребления, что является нарушением абз. 5 ст. 11, ч. ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Деяние, совершенное ИП Семеновым В.М., квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
ИП Семенов В.М. с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики отменить.
Жалоба мотивирована тем, что постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и необоснованным. Характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, свидетельствуют о малозначительности правонарушения. Заявитель начал свою деятельность лишь дд.мм.гггг С момента начала деятельности он предпринял все меры для соблюдения действующего законодательства. Кроме того, на момент проведения проверки какие-либо отходы в месте осуществления деятельности ИП Семенова В.М. отсутствовали.
В судебное заседание заявитель Семенов В.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Ходатайств об отложении рассмотрения дела от Семенова В.М. не поступало, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Подлевских Н.В. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что в дд.мм.гггг Семенов В.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. После государственной регистрации он приступил к осуществлению деятельности по деревообработке. Через три дня после начала деятельности прокуратурой была проведена проверка ИП Семенова, в ходе которой установлено отсутствие у него необходимых документов при обращении с отходами производства. За получением необходимых документов ИП Семенов обратился незамедлительно в контролирующие органы, однако в связи с длительностью их получения, документы были готовы только к моменту рассмотрения административного дела. ИП Семенов относится к субъектам малого предпринимательства, он осуществлял свою деятельность лишь три дня, поэтому наложение штрафа в размере 30000 рублей повлечет для него значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает принципу справедливости назначенного наказания.
Помощник прокурора Баранов Д.Г. с доводами жалобы не согласился, и пояснил, что вина ИП Семенова В.М. в совершении правонарушения установлена в форме неосторожности. На момент проведения проверки выявлено, что в процессе его деятельности по деревообработке образуются отходы. Однако инвентаризация отходов, их учет ИП Семеновым не проводится, паспорта на отходы отсутствуют.
Заслушав участников процесса, изучив материалы административного дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Индивидуальному предпринимателю Семенову В.М. вменяется в вину нарушение абз. 5 ст. 11, частей 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в непроведении инвентаризации отходов, образующихся в процессе производственной деятельности, отсутствии учета в области обращения с отходами производства и потребления, не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, не разработаны паспорта на отходы I-IV классов опасности.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является распиловка и строгание древесины, а также пропитка древесины. Свою производственную деятельность ИП Семенов В.М. осуществляет на пилораме, расположенной в <***> (в <***> метрах на восток от ул. <***>). В процессе данной деятельности образуются отходы, в том числе, опил, стружка, древесная пыль, отходы древесины в кусковой форме, мусор от бытовых помещений организации. Следовательно, ИП Семенов В.М. осуществляет деятельность по обращению с отходами в части их накопления.
Указанные обстоятельства установлены помощником Можгинского межрайонного прокурора в ходе проверки дд.мм.гггг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 указанного Закона, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу абз. 5 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения проверки) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Неисполнение данной обязанности зафиксировано в справке помощника прокурора и не оспаривается привлекаемым лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно пункту 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при проведении инвентаризации отходов, расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) и др. (пункт 3 Порядка № 721).
Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (пункт 6 Порядка № 721).
Согласно пункту 5 указанного Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
На момент проведения проверки какие-либо сведения об учете отходов заявителем не были представлены. Из объяснений Семенова В.М. от дд.мм.гггг следует, что учет в области обращения с отходами не велся.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения проверки) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
С 1 августа 2014 г. действуют Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712.
Согласно пункту 7 названных Правил, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.
Отходы распиловки и строгания древесины (3 05 200 00 00 0), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (7 33 100 01 72 4), включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445. При этом мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) относится к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. На момент проверки ИП Семенова В.М. паспорт на отходы в виде мусора от офисных и бытовых помещений отсутствовал.
Таким образом, выводы административного органа о наличии в действиях (бездействии) ИП Семенова В.М. состава правонарушения в части нарушения положений абз. 5 ст. 11, частей 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ являются обоснованными.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Рассматривая вопрос о возможности прекращения производства по делу в силу малозначительности деяния, государственный инспектор указал на то, что никаких препятствий для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды у ИП Семенова В.М. не имелось.
Вместе с тем, оценивая доказательства согласно ст. 26.11 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела не усматриваю явного пренебрежительного отношения заявителя к выполнению требований действующего законодательства.
Как неоднократно указывал заявитель и подтверждается материалами дела, деятельность по переработке древесины он осуществляет с дд.мм.гггг года (сведения в ЕГРИП внесены дд.мм.гггг), проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления проведена дд.мм.гггг. После проведения проверки он незамедлительно принял меры к устранению выявленных нарушений (оформил учет в области обращения с отходами; обратился в территориальную лабораторию ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» для определения компонентного состава отходов в целях составления паспорта отходов. После получения результатов измерения дд.мм.гггг составил паспорт отходов). Данные учета в области обращения с отходами обобщены индивидуальным предпринимателем по итогам квартала по состоянию на дд.мм.гггг, что соответствует требованиям пункта 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду составлен индивидуальным предпринимателем на основании фактических данных в соответствии с требованиями Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 в установленные сроки.
Таким образом, с учетом непродолжительного периода осуществления производственной деятельности (чуть более месяца), характера допущенных нарушений, степени угрозы охраняемым общественным отношениям, роли правонарушителя, отсутствие признаков явного пренебрежительного отношения к выполнению своих публично-правовых обязанностей, считаю возможным освободить ИП Семенова В.М. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием. В данном конкретном случае при применении статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики от дд.мм.гггг в отношении индивидуального предпринимателя Семенова В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,- отменить.
Производство по административному делу в отношении ИП Семенова В.М. прекратить на основании ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ограничиться устным замечанием.
Жалобу Семенова В.М. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья- Кожевникова Ю.А.