Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-685/2017 ~ М-724/2017 от 06.06.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2017 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-685/2017 по исковому заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Труфанова Александра Викторовича, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Труфанова А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - ФКУ ИК-25) о возложении обязанности обеспечить Труфанова А.В. техническими средствами реабилитации.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в связи с обращением с обращением осуждённого Труфанова А.В. по вопросу невыполнения в ФКУ ИК-25 индивидуальной программы реабилитации инвалида, в июне 2017 года проведена проверка.

Установлено, что Труфанов Александр Викторович, **.**.**** года рождения, осужден **.**.**** <данные изъяты> за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты> лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Начало срока отбывания наказания - **.**.****. Конец срока отбывания наказания - **.**.****.

В ИК-25 осужденный Труфанов А.В. отбывал и отбывает наказание с: **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по настоящее время.

Труфанов А.В. состоит на диспансерном учёте в филиале «Медицинская часть № 10» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты> с **.**.****. Трудоспособен с ограничениями.

Руководителем федерального государственного учреждения медико­социальной экспертизы ФИО1 **.**.**** в отношении Труфанова А.В. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой определён перечень мероприятий медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и мероприятий с применением технических средств реабилитации (далее - TCP) с указанием периода, в течение которого они должны быть проведены.

Согласно перечню TCP осуждённый Труфанов А.В. нуждается в приобретении следующих средств: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения - 1 шт., протез голени модульного типа - 1 шт., чехол на культю голени шерстяной - 1 шт., косметическая оболочка на протез нижней конечности - 1 шт., протез голени лечебно-тренировочный - 1 шт., обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке - 1 пара, обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки - 1 пара, костыли подмышечные с устройством противоскольжения (рост - 186 см.) - 1 пара.

От вышеуказанных технических средств реабилитации осуждённый Труфанов А.В. не отказывался.

Из вышеперечисленных технических средств реабилитации осужденному Труфанову А.В. были выданы трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения и костыли подмышечные с устройством противоскольжения.

В августе 2016 осужденный Труфанов А.В. обращался в прокуратуру по вопросам необеспечения его в условиях ФКУ ИК-25 техническими средствами реабилитации. Данное обращение 19.08.2016 было направлено прокурором с контролем в ГУФСИН России по Иркутской области для рассмотрения по ведомственной принадлежности.

**.**.**** из ГУФСИН России по Иркутской области поступила информация № 39/ТО/82-1552 об отсутствии финансовых ассигнований на проведение в отношении осужденного Труфанова А.В. мероприятий с применением технических средств реабилитации.

Таким образом, указанные реабилитационные мероприятия с применением TCP в отношении осужденного Труфанова А.В., являющегося инвалидом <данные изъяты> с **.**.****, до настоящего времени не выполнены.

В силу ст. 45 ППС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Просил обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» обеспечить осуждённого Труфанова Александра Викторовича, **.**.**** года рождения, средствами реабилитации: протезом голени модульного типа - 1 шт., чехлом на культю голени шерстяным - 1 шт., косметической оболочкой на протез нижней конечности - 1 шт., протезом голени лечебно-тренировочным - 1 шт., обувью ортопедической при односторонней ампутации на утепленной подкладке - 1 пара, обувью ортопедической при односторонней ампутации без утепленной подкладки - 1 пара.

В судебном заседании Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вершинин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении доводам и основаниям, дополнительно суду пояснил, что отсутствие бюджетных средств не является основанием для освобождения ответчика от обязанностей по исполнению требований закона, исходя из характера спорных отношений и фактических обстоятельств по делу, полагает достаточным для исполнения решения суда предоставление ответчику срока 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Просил исковые требования в интересах Труфанова А.В. удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ ИК-25, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГУФСИН России по Иркутской области Овчинникова И.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно Труфанов А.В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-25, является инвалидом <данные изъяты>. Ему была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой определен перечень мероприятий медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и мероприятий с применением технических средств реабилитации с указанием на период, в течение которого они должны быть проведены. Согласно указанной программы разработана она на срок: бессрочно. При этом в данной программе не указан точный период, в течение котoрогo необходимо обеспечить осужденного средствами реабилитации. Конец срока отбывания наказания Труфанова А.В. - **.**.****. Тем самым у ответчика имеется достаточно времени для обеспечения осужденного средствами реабилитации до конца срока отбывания наказания. Указывает также, что истец неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что осужденный Труфанов А.В. с **.**.**** был лишен принадлежащего ему права на обеспечение техническими средствами реабилитации.

Так, правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, законодательно урегулированы, и в случае непредставления инвалиду уполномоченным органом, в данном случае администрацией исправительного учреждения по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Поскольку осужденный Труфанов А.В. за период с **.**.**** по настоящее время не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты ему денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.

Кроме того, ссылаясь на положения Бюджетного кодекса РФ, указывает, что ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области является федеральным казенным учреждением, а главным распорядителем бюджетных ассигнований, выделяемых для нужд ФКУ ИК-25, является ГУФСИН России Иркутской области. Таким образом, приобретение средств реабилитации для осужденных производится в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

**.**.**** осужденный Труфанов А.В. прибыл в ФКУ ИК-25 из ФКУ ИК- 6 г. Иркутска с программой реабилитации № 858 от 03.06.2014, в которой не указано, в каких именно средствах реабилитации он нуждается. В последующем он неоднократно направлялся из ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в больницу (ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области и ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области), о чем свидетельствует справка по личному делу осужденного из отдела специального учета. В **.**.**** Труфанов А.В. прибыл уже с другой программой реабилитации № 191 от такой же даты, что и программа № 858, т.е. 03.06.2014, согласно которой ему положена трость, костыли, протез голени, чехол на культю, косметическая оболочка, обувь ортопедическая (утепленная и не утепленная). Таким образом, ввиду того, что согласно программе реабилитации № 191 положено было протезирование, **.**.**** ему произведены замеры. Ввиду отсутствия финансирования протезирование не произведено. Согласно разрешению на этапирование исх. № 82/1/10-б/п от 10.04.2017 в ЦБ -1 ГУФСИН России по Иркутской области, согласованному с начальником Иркутского филиала ЦБ-1 ФИО2, осужденный Труфанов А.В. будет направлен на протезирование в сентябре 2017 года.

Считает, что права Труфанова А.В. учреждением не нарушены и просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Труфанов А.В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-25, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

В силу ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу пункта 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 07 апреля 2008 года, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Таким образом, в силу положений указанных норм, исправительное учреждение обязано предоставить инвалиду, отбывающему наказание в виде лишения свободы, технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области инвалид <данные изъяты> Труфанов А.В. не обеспечен техническими средствами реабилитации: протезом голени модульного типа, шерстяным чехлом на культю голени, косметической оболочкой на протез нижней конечности, протезом голени лечебно-тренировочным, обувью ортопедической при односторонней ампутации на утепленной подкладке, обувью ортопедической при односторонней ампутации без утепленной подкладки, предусмотренными для него индивидуальной программой реабилитации инвалида (л.д.40-46, 64).

Труфанов А.В. от указанных технических средств реабилитации не отказывался.

Представителем ответчика ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской и представителем третьего лица ГУФСИН России по Иркутской области Овчинниковой И.А. в судебном заседании указанные обстоятельства и право Труфанова А.В. на получение технических средств реабилитации не оспаривались.

На основании изложенного суд приходит к выводу о возложении обязанности на ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области обеспечить осужденного Труфанова А.В. техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида. При этом суд отклоняет доводы ответчика о том, что права инвалида учреждением не нарушены, поскольку в судебном заседании установлено, что Труфанов А.В. не обеспечен техническими средствами реабилитации в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что не обеспечение Труфанова А.В. средствами реабилитации связано с недостаточностью денежных средств, выделенных ФКУ ИК-25, во внимание судом не принимаются, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу указанных положений закона, с учетом характера спорных отношений, суд полагает достаточным сроком для исполнения ответчиком решения суда – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Труфанова Александра Викторовича, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить осужденного Труфанова Александра Викторовича, **.**.**** года рождения, техническими средствами реабилитации: протезом голени модульного типа – 1 шт., шерстяным чехлом на культю голени – 1 шт., косметической оболочкой на протез нижней конечности – 1 шт., протезом голени лечебно-тренировочным – 1 шт., обувью ортопедической при односторонней ампутации на утепленной подкладке – 1 пара, обувью ортопедической при односторонней ампутации без утепленной подкладки – 1 пара.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Гапеевцева

2-685/2017 ~ М-724/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Труфанов Александр Викторович
Ответчики
ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркусткой области
Другие
ГУФСИН по Иркутской области
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Гапеевцева Марина Александровна
Дело на странице суда
bratski--irk.sudrf.ru
06.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2017Передача материалов судье
13.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2017Судебное заседание
10.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2017Дело оформлено
25.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее