Именем Российской Федерации
27 сентября 2012 года г.Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.
при секретаре Князькиной А.М.
с участием старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Пишпанова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ... <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию ... <адрес> (далее – МО ...) области о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения по следующим основаниям.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства, регулирующего вопросы безопасности дорожного движения, отсутствуют предупреждающие дорожные знаки 1.23 «Дети» на подъездах к МБОУ «... ООШ», расположенному по <адрес>, в <адрес>, МБОУ «... СОШ», расположенному по <адрес>, в <адрес>, МБДОУ «...», расположенному по <адрес>, в <адрес>, а также отсутствуют искусственные неровности около МБОУ «... ООШ». Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО ..., выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Пишпанов Т.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика администрации МО ... в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Из представленного ответчиком отзыва следует, что администрация МО ... не согласна с исковыми требованиями, поскольку в целях организации безопасного движения на территории ... Совет депутатов ... совместно с администрацией обращался к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по <адрес> с просьбой оказать содействие в подготовке и разработке схем организации дорожного движения на улично-дорожной сети сельсовета, но ответ не был получен. Решением Совета депутатов ... от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО ....
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ст, знак 1.23. «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
В соответствии с ФИО5 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденными Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее (пункт 4.1.1). Искусственные неровности перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах, а также с чередованием через 50м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети» (пункт 6.2).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5); дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Устава МО ... к вопросам местного значения ... относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1, п. 1 ч. 5 ст. 31 Устава администрация МО ... является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, к его компетенции относится исполнение полномочий по решению вопросов местного значения.
Часть 2 ст. 15 Конституции РФ указывает, что органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Вместе с этим неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, опасность причинения вреда их жизни и здоровью, повреждения их имущества.
Отсутствие предупреждающих дорожных знаков 1.23 «Дети» на подъездах к МБОУ «... ООШ», расположенному по <адрес>, в <адрес>, МБОУ «... СОШ», расположенному по <адрес>, в <адрес>, МБДОУ «...», расположенному по <адрес>, в <адрес>, а также отсутствие пешеходного перехода около МБОУ «... ООШ», подтверждается актом проверки Гайской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, проводимой совместно с государственным инспектором дорожного движения и организации движения отдела ГИБДД МОМВД РФ «...».
Из Представления начальника ОГИБДД МОМВД РФ «...» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ... года была осуществлена проверка улично-дорожной сети у образовательных учреждений, выявлено, что возле образовательных учреждений в <адрес> отсутствуют дорожные знаки «Дети», искусственные неровности и пешеходные переходы к образовательным учреждениям. Главе ... сельсовета было предписано установить дорожные знаки «Дети», обустроить пешеходные переходы и подъездные площадки для школьных автобусов вблизи образовательных учреждений, принять меры по обустройству улично-дорожной сети у образовательных учреждений искусственными неровностями.
Согласно письму главы ... сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ на указанное Представление мероприятия по устранению выявленных недостатков будут заложены в бюджет сельсовета на ... год.
В обоснование своих возражений на исковые требования прокурора ответчиком представлены обращение Главы ... сельсовета к Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оказании содействия в подготовке и разработке схем организации дорожного движения на улично-дорожной сети сельсовета, а также Положение о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО ... сельсовет <адрес>, утвержденное Решением Совета депутатов МО ... сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательства устранения выявленных нарушений законодательства, регулирующего вопросы безопасности дорожного движения, или принятия конкретных мер, направленных на их устранение, ответчиком не представлены.
Непринятие администрацией МО ... сельсовет <адрес> надлежащих мер в области законодательства о безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей.
С учетом изложенных обстоятельств иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 206 ГПК РФ понуждение к совершению действий, не связанных с передачей имущества или денежных средств, требует от суда установления сроков, в течение которых судебное решение должно быть исполнено. Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК, суд
решил:
Исковые требования Гайского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... сельсовет <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать администрацию муниципального образования ... сельсовет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения закона о безопасности дорожного движения, а именно:
- установить предупреждающие дорожные знаки 1.23.«Дети» на подъездах к МБОУ «... ООШ», расположенному по <адрес>, в <адрес>, МБОУ «... СОШ», расположенному по <адрес>, в <адрес>, МБДОУ «...», расположенному по <адрес>, в <адрес>,
- устроить искусственные неровности около МБОУ «... ООШ», расположенного по <адрес>, в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Шошолина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.