дело № 2-940/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2017 года с. Раевский РБ
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кондрашова М.С., при секретаре Мухаметшиной Р.М., с участием представителя истца помощника прокурора Альшеевского района РБ Цынаева П.Ю., истца Минигалеева Р.Ш., представителя ответчика Администрации муниципального района Альшеевский район РБ Сафина Э.Т. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика – представителя сектора по опеке и попечительству МКУ Отдел образования Администрации МР Альшеевский район РБ Хайретдиновой Н.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Альшеевского района РБ в интересах Минигалеева Р.Ш. к Администрации муниципального района Альшеевский район РБ об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
установил:
прокурор Альшеевского района РБ в интересах Минигалеева Р.Ш. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Альшеевский район РБ об обязании предоставить Минигалееву Р.Ш. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Альшеевского района в связи с поступившим обращением Минигалеева Р.Ш., проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. Минигалеев Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р. постановлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма. На данный момент жилое помещение за Минигалеевым Р.Ш. не закреплено. Минигалеев Р.Ш. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилых помещений вышеуказанной категории лиц, возложено на органы местного самоуправления. В нарушение требований законодательства, Минигалееву Р.Ш. по достижении возраста 18 лет, жилое помещение предоставлено не было. Тем самым грубо нарушены жилищные права Минигалеева Р.Ш., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Минигалеев Р.Ш. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать свои права, поскольку из-за отсутствия денежных средств, он не может обратиться к адвокату и воспользоваться его услугами, юридическими познаниями он не обладает.
В судебном заседании помощник прокурора Цынаев П.Ю., полностью поддержав исковые требования, суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты должны обеспечиваться жильем органами местного самоуправления по достижении 18 лет и окончании учебного заведения. Минигалеев Р.Ш. соответствует указанным требованиям, однако до настоящего времени администрацией муниципального района Альшеевский район РБ ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Истец Минигалеев Р.Ш. также исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что в настоящее время он жилья не имеет. Состоит на учете в администрации МР <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика <адрес> РБ Сафин Э.Т. исковые требования не признал. Пояснил, что в настоящее время обеспечиваются жильем дети-сироты, поставленные на учет до 2013 года. В данный момент денежные средства у ответчика для предоставления жилого помещения, отсутствуют. Считает, что права Минигалеева Р.Ш. не нарушены.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МР Альшеевский район РБ Хайретдинова Н.Р. в судебном заседании просила суд в удовлетворении иска отказать, по основаниям, т.к. Минигалеев Р.Ш. поставлен на учет для предоставления жилого помещения, права его не нарушены.
Представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит Закон Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон РБ), которым также определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст.8).
Частью 8 ст. 8 Закона РБ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Согласно Закону Республики Башкортостан № 260-З от 28.12.2005г. «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается, что совершеннолетний Минигалеев Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. Минигалеев Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма. На данный момент жилое помещение за Минигалеевым Р.Ш. не закреплено. Минигалеев Р.Ш. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилых помещений вышеуказанной категории лиц, возложено на органы местного самоуправления. В нарушение требований законодательства, Минигалееву Р.Ш. по достижении возраста 18 лет, жилое помещение предоставлено не было. Тем самым грубо нарушены жилищные права Минигалеева Р.Ш., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно данных Альшеевского территориального участка Белебеевского филиала ГУП БТИ РБ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Минигалеев Р.Ш. собственником объектов недвижимости на территории <адрес> не установлен (л.д. 10).
В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ., в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Минигалеева Р.Ш. на объекты недвижимого имущества, отсутствуют.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 № 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
С 1 января 2012 года вступил в силу Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Статьей 8 вышеназванного закона определен порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, обязанность Правительства Республики Башкортостан по выделению финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, предусмотрена законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з.
Поскольку физические лица в соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы.
Денежные средства республиканского бюджета перечисляются не на конкретного взыскателя, а на определенное количество нуждающихся в получении жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации муниципального района и городского округа Республики Башкортостан.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Минигалеев Р.Ш. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, администрация муниципального района Альшеевский район РБ обязана предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, независимо от даты включения его в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод ответчика о надлежащем исполнении своих обязанностей и об отсутствии денежных средств для приобретения жилья, не состоятелен. Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, о чем указано выше.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Альшеевского района в интересах Минигалеева Р.Ш. к Администрации муниципального района Альшеевский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан предоставить Минигалееву Р.Ш. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: подпись М.С. Кондрашов
Копия верна судья: М.С. Кондрашов