Материал № 12-14/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскиз
Республики Хакасия 17 февраля 2017 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Медведевой С.Г.,
при секретаре Ахпашеве Н.В.,
с участием
помощника прокурора Аскизского района Чорненькой А.В., Будько С.Н.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Исаева Ю.Г.,
должностного лица Т., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора МУП «Тейские коммунальные системы» Исаева Ю.Г. на постановление главного государственного инспектора труда в <адрес> инспекции труда в <адрес> Т. от 30.11.2016 г., которым
Исаев Ю.Г., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированный по <адрес>, проживающий по <адрес>,
привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Республике Хакасия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Т. от 30 ноября 2016 г. директор Муниципального унитарного предприятия «Тейские коммунальные системы» администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия (далее МУП «Тейские коммунальные системы») Исаев Ю.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Исаев Ю.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 30 ноября 2016 г. об административном правонарушении отменить, считает его привлечение к административной ответственности неправомерным, поскольку Учредителем не был внесен Уставной капитал для ведения хозяйственной деятельности, предприятие начало оказывать услуги с 18 сентября 2016 г., первые доходы были получены в октябре 2016 г., что свидетельствует об отсутствии его вины в необеспечении работников спецодеждой.
В судебном заседании Исаев Ю.Г. доводы жалобы поддержал, пояснил, что факт нарушения требований закона не отрицает, однако предотвратить его не мог в связи с отсутствием денежных средств у предприятия, по мере поступления денежных средств в конце октября 2016 г. спецодежда была приобретена и в начале ноября 2016 г. выдана работникам в соответствии с установленными на предприятии Нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Без средств индивидуальной защиты сотрудники работали непродолжительное время, вредных последствий и причинения вреда здоровью и жизни работников это не повлекло, несчастных случаев не произошло. Поскольку все работники ранее работали в МУП «Управляющая компания» также с вредными условиями труда, они на момент прокурорской проверки фактически были обеспечены спецодеждой с не истекшим сроком использования.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, Т. в судебном заседании пояснил, что событие правонарушения подтверждается материалами дела. Спецодежда должна выдаваться работникам предприятия до момента допуска работника к исполнению обязанностей в соответствии с Нормами, утвержденными МУП «ТКС». Спецодежда является собственностью работодателя, работник не имеет права забрать ее с собой при устройстве на работу к другому работодателю, все виды средств индивидуальной защиты должны иметь сертификаты качества, соответствия и Таможенного союза. Согласно исследованным документам, работники фактически обеспечены средствами индивидуальной защиты не в полном объеме.
Помощник прокурора Аскизского района Чорненькая А.В. в судебном заседании полагала доводы жалобы несостоятельными, а решение административного органа - законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено, что необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Согласно ст. 212 ТК РФ к обязанностям работодателя отнесено приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о соответствующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а так же на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с положениями ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно постановлению главы Вершино-Тейского поссовета от 25.07.2016 г. создано Муниципальное унитарное предприятие «Тейские коммунальные системы».
В соответствии с Уставом МУП «Тейские коммунальные системы», учредителем предприятия выступает администрация Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия.
На основании личного заявления Исаев Ю.Г. назначен на должность директора МУП «Тейские коммунальные системы», что также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с Уставом МУП «Тейские коммунальные системы» управление предприятием осуществляет директор, который согласно п. 6.3 заключает договоры, в том числе трудовые, обеспечивает выполнение договорных обязательств, обеспечивает соблюдение мероприятий по охране труда и технике безопасности.
Обязанность работодателя своевременно выдать работнику спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за свой счет также предусмотрена трудовыми договора с работниками ( п. 6.2.5.7)
Так, 01.09.2016 г. директор МУП «Тейские коммунальные системы» Исаев Ю.Г. заключил трудовые договоры:
- с В. - <данные изъяты>, оценка условий труда которой соответствует классу 1-оптимальный, классу 2- допустимый;
- со С. - <данные изъяты>, оценка условий труда которой соответствует классу 3 - вредный;
- с Л. - <данные изъяты>, оценка условий труда которой соответствует классу 1-оптимальный, классу 2- допустимый;
- с Л.Г. - <данные изъяты>, класс 3 - вредный;
- с К. - <данные изъяты>, класс 3 - вредный;
- с С.Д. - <данные изъяты>, класс 3 - вредный;
- с К.С. -<данные изъяты>, класс 3 - вредный;
- с Ч. - <данные изъяты>, оценка условий труда соответствует классу 1-оптимальный, классу 2- допустимый.
Все указанные работники имеют право на дополнительный отпуск в количестве 7 дней за работу во вредных условиях и на получение молока или других равноценных продуктов, о чем непосредственно указано в трудовых договорах (п. 3.2, 4.3), а также ежемесячную доплату в размере 12 % за вредность в соответствии со штатным расписанием предприятия.
Однако в ходе проверки МУП «Тейские коммунальные системы» помощником прокурора Аскизского района Чорненькой А.В., действующей на основании Решения о проведении проверки исполнения трудового законодательства от 10.10.2016 г, вынесенного в рамках обращения работников МУП «ТКС», в пределах полномочий прокурора, установленных ст. 27 Федерального закона О прокуратуре РФ, установлено, что в нарушение закона работники МУП «Тейские коммунальные системы» с 17.09.2016 г. (даты фактического допущения к работе) полным объемом необходимых средств защиты в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда при исполнении трудовых обязанностей не обеспечены, что отражено в акте проверки от 28.10.2016 г.
Факт выявленных нарушений подтверждается информацией директора МУП «Тейские коммунальные системы» от 14.10.2016 г, согласно которой предприятие начало работать с 17.09.2016 г., оплата за оказанные услуги началась с 01.10.2016 г., по состоянию на 14.10.2016 г. приобретены мыломоющие средства и перчатки х/б, до 01.11.2016 г. планируется приобрести часть средств индивидуальной защиты.
Согласно объяснениям Исаева Ю.Г. от 03.11.2016 г., работники МУП «Тейские коммунальные системы» средствами защиты не были обеспечены вовремя по причине отсутствия на предприятии денежных средств, так как предприятие фактически начало осуществлять свою уставную деятельность с момента запуска котельной с 17.09.2016 г., учредитель предприятия - администрация Вершино- Тейского поссовета не в состоянии был внести денежные средства в уставной фонд предприятия, денежные средства стали поступать после 10.10.2016 г., по состоянию на 03.11.2016 г. спецодежда приобретена и выдана работникам.
В связи с выявленными нарушениями в отношении директора МУП «Тейские коммунальные системы» Исаева Ю.Г. прокурором Аскизского района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение по существу в Государственную инспекцию труда по Республике Хакасия, по результатам рассмотрения должностным лицом вынесено обжалуемое постановление.
Также 03.11.2016 г. прокурором в адрес директора МУП «ТКС» внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, о результатах рассмотрения которого директором Исаевым Ю.Г. 01.12.2016 г. прокурору представлена письменная информация о том, что в ноябре 2016 г. работники предприятия обеспечены спецодеждой согласно нормативов.
Довод жалобы об отсутствии вины Исаева Ю.Г. в не обеспечении спецодеждой, поскольку Учредителем не был внесен Уставной капитал для ведения хозяйственной деятельности, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку согласно постановлению главы Вершино - Тейского поссовета о создании МУП «Тейские коммунальные системы» в качестве уставного фонда учредителем вносится недвижимое имущество - сооружение «Автодороги к очистным» стоимостью 702 800 руб.
Как следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц, запись о государственной регистрации МУП «Тейские коммунальные системы» внесена 09.08.2016 г., уставный фонд в рублях составляет 702800 рублей, согласно акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 25.07.2016 г. администрацией Вершино -Тейского поссовета передано МУП «Тейские коммунальные системы» сооружение- автодороги к очистным, балансовой стоимостью 702800 руб..
Сведений о том, что уставный фонд предприятия должен быть сформирован денежными средствами, отсутствие которых послужило причиной необеспечения работников средствами индивидуальной защиты, материалы дела не содержат и суду не представлено.
Также не нашел своего подтверждения довод заявителя жалобы о том, что фактически работники предприятия обеспечены средствами индивидуальной защиты, поскольку согласно исследованным в судебном заседании личным карточкам учета выдачи средств индивидуальной защиты ( СИЗ) работники фактически обеспечены СИЗ не в полном объеме.
На основании указанных выше Типовых норм приказом № МУП ТКС/15 от 04.10.2016 г. утверждены Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в МУП «Тейские коммунальные системы».
Так, в соответствии с указанными нормами машинист крана должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в виде: костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; ботинок кожаных или сапог кожаных с защитным подноском; рукавиц комбинированных или перчаток с полимерным покрытием; бот или калош диэлектрических( дежурные); перчаток диэлектрических (дежурные); костюма на утепляющей прокладке; валенок с резиновым низом; очков защитных и каски защитной.
При этом, в соответствии с личной карточкой учета выдачи СИЗ С. - <данные изъяты> - выдана спецодежда в виде костюма х/б, костюма утепленного и ботинок.
<данные изъяты> С.Д. обеспечена фактически костюмом х/б и сапогами кирзовыми, в то время как в соответствии с установленными Нормами ей кроме этого положены также средства индивидуальной защиты в виде рукавиц комбинированных или перчаток с полимерным покрытием; костюма на утепляющей прокладке; валенок с резиновым низом; очков защитных, каски защитной и респиратора.
Другие из указанных выше работников предприятия также не в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Согласно требованиям ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ и совокупности возложенных на Исаева Ю.Г. обязанностей, он является должностным лицом, наделенным организационно - распорядительными функциями.
Каких-либо сведений о наличии объективных причин невозможности соблюдения должностным лицом требований трудового законодательства суду не представлено.
Таким образом, установленный факт необеспечения работников МУП «Тейские коммунальные системы» полагающимися средствами индивидуальной защиты безусловно свидетельствует о виновном бездействии директора Исаева Ю.Г., в связи с чем он правомерно привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, как должностное лицо.
Ходатайство Исаева Ю.Г. о снижении административного штрафа до размера менее минимального либо о замене штрафа устным предупреждение не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Однако судебным разбирательством исключительных обстоятельств не установлено, минимальный размер административного штрафа для должностных лиц по санкции ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрен в размере 20000 рублей.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ работникам юридических лиц за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако, исходя из гарантированного конституционного права каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд приходит к выводу, что необеспечение работников средствами индивидуальной защиты угрожает причинением вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем основания, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ отсутствуют.
Вместе с тем, обжалуемое постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его личность и имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания должностному лицу Исаеву Ю.Г. административным органом были учтены смягчающие ответственность обстоятельства - раскаяние лица, совершившее административное правонарушение, оказание содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу, и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Однако при вынесении обжалуемого постановления административный орган не учел имущественное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно, наличие у Исаева Ю.Г. <данные изъяты>, кроме того, сведений о том, что ранее Исаев Ю.Г. привлекался к административной ответственности, материалы дела не содержат, что следовало принять в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
Изложенное, в совокупности с привлечением Исаева Ю.Г. к административной ответственности впервые, влечет снижение размера административного штрафа до минимального, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
В остальной части обжалуемое постановление, вынесенное уполномоченным должностным лицом административного органа, в порядке и в сроки, предусмотренные КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, нарушений процессуальных норм закона, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, влекущих безусловную отмену постановления главного государственного инспектора труда в Республике Хакасия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Т. от 30 ноября 2016 г. не усматривается, вынесенное по данному делу об административном правонарушении постановление является обоснованным, однако подлежит изменению по указанному выше основанию.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда в Республике Хакасия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Т. от 30 ноября 2016 г. о привлечении должностного лица - директора МУП «Тейские коммунальные системы» Исаева Ю.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст.5.27.1 КоАП РФ - изменить, учесть в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств - привлечение Исаева Ю.Г. к административной ответственности впервые и наличие двоих несовершеннолетних детей на иждивении, с учетом имущественного положения снизить должностному лицу - директоруМУП «Тейские коммунальные системы» Исаеву Ю.Г. размер административного наказания в виде административного штрафа до двадцати тысяч рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора труда в Республике Хакасия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Т. от 30 ноября 2016 г. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд РХ в течение 10 десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Г. Медведева