Гражданское дело № 2-98/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.03.2015 с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Тамбиева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Джанибековой А.Н.,
с участием представителя заявителя - старшего помощника прокурора Малокарачаевского района Джанбидаевой Р.М.,
представителя администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района Казиева А.Ю. (доверенность от 09.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Малокарачаевского районного суда, гражданское дело по заявлению прокурора Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района о признании бездействия в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения, незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Заявитель обратился в Малокарачаевский районный суд и просит:
- признать бездействие администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района, выражающееся в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения - незаконным;
- обязать администрацию Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района, разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обращение прокурора мотивированно тем, что прокуратурой Малокарачаевского района КЧР установлено, что администрацией Краснокурганского сельского поселения в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 № 264 не реализуются закрепленные ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» полномочия в области регулирования торговой деятельности, направленные на создание условий для обеспечения населения услугами торговли.
Так, вопреки вышеперечисленным положениям федерального и регионального законодательства, администрацией Краснокурганского сельского поселения до настоящего времени не разработана схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках муниципальной собственности с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме и по изложенным в нем основаниям, просит их удовлетворить.
Представитель администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района в судебном заседании признал заявленные требования в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к нижеизложенному выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе Краснокурганского сельского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 37 Устава Краснокурганского сельского поселения обязанность по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики относится к компетенции администрации сельского поселения.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 и 1.10 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2010 № 264 (далее - Порядок) схема размещения нестационарных
торговых объектов (далее - Схема) разрабатывается и утверждается органом
местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом
муниципального образования, с учетом необходимости обеспечения
устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной
обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 1.3).
Органы местного самоуправления в целях разработки и утверждения Схемы проводят мониторинг потребности в торговых объектах на соответствующей территории (п. 1.4).
При разработке Схемы органы местного самоуправления руководствуются градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими требованиями, установленными федеральными законами (п.1.5).
При разработке и утверждении Схемы органы местного самоуправления должны предусматривать размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (п. 1.6).
Согласно п. 1.7 Правил Схемой устанавливается: местонахождение нестационарного торгового объекта; ассортимент реализуемого товара; тип торгового объекта; период функционирования объекта.
Схема утверждается соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 1.8).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 1.9)
Вместе с тем, в силу п. 1.10 Порядка, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.
Таким образом, важной составляющей организации торговой деятельности на территории того или иного муниципального образования является разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов. Целью данной работы является планирование и проектирование обеспечения муниципальных образований услугами торговли, достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, обеспечения доступности товаров для населения, а в целом - создание и применение единого порядка организации торговой деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Заявление прокурора Малокарачаевского района КЧР - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района, выражающееся в не разработке, не утверждении и не опубликовании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения - незаконным.
Обязать администрацию Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района разработать, утвердить и опубликовать схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 214 ГПК РФ не позднее чем через пять дней направить в адрес не присутствовавших в судебном заседании лиц копию данного решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, через Малокарачаевский районный суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.