РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2013 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Григорьева И.О.,
при секретаре Дроздачевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-399/2013 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Шадриной Н. А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Н.Тагила в интересах Шадриной Н.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «город Нижний Тагил», Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в котором просил признать бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего в <...> году жилье для Шадриной Н.А., незаконным; возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность: после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» для Шадриной Н.А.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Шадриной Н.А.; на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» возложить обязанность по оформлению полученной квартиры в собственность муниципального образования и предоставлению переданного жилого помещения Шадриной Н.А. по договору социального найма.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Министерство финансов Свердловской области.
Судом третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ судом принято уточненное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Н.Тагил в интересах Шадриной Н.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации МО «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ принято уточненное исковое заявление к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
В обоснование уточненного искового заявления указано, что в связи с изменениями в ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с Законом Свердловской области от 22.03.2006 года № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» в редакции Закона от 19.12.2012 года, осуществление учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области возложено на органы опеки и попечительства. Законодательным Собранием Свердловской области принят закон от 07.12.2012 года № 96-03 «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», в соответствии с которым на Правительство Свердловской области возложена обязанность установить порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда и определить исполнительный орган государственной власти Свердловской области, правомочный принимать решение о предоставлении жилых помещений. Просил признать бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего в <...> году жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Шадриной Н.А., незаконным. Возложить на исполнительный орган государственной власти Свердловской области, правомочный принимать решение о предоставлении жилых помещений, обязанность предоставить жилое помещение Шадриной Н.А. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержал в полном объеме, указав в обоснование иска доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в суд не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражал против заявленных исковых требований. Ссылаясь на ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указал, что в случае, если проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не по договору социального найма во внеочередном порядке. Глава 9 Жилищного кодекса РФ также не предусматривает права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением и не устанавливает срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено.
Представитель ответчика Администрации МО «город Нижний Тагил» в суд не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражал против заявленных исковых требований, указав, что с 01.01.2013 вступили в силу поправки в ст. 8 закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», где отражено, что в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ, реализация права в целях применения ст. 4 Закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 подразумевает либо решение суда, вступившее в законную силу, либо решение собственника о предоставлении жилого помещения конкретному гражданину по договору социального найма. Шадрина Н.А. своего права на обеспечение жильем не реализовала, соответственно при рассмотрении дела подлежит применению новая редакция ст. 8 Закона № 159\ФЗ. Детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений путем заключения договоров найма специализированных жилых помещений. Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области.
Представители ответчика - Правительства Свердловской области, третьих лиц - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил, Министерства финансов Свердловской области, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки не сообщили, не просили об отложении дела либо рассмотрении в свое отсутствие; письменный отзыв по заявленным исковым требованиям в суд не предоставили. На основании ст.167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассмотрел дело без их участия.
Заслушав прокурора, огласив позицию не явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статус Шадриной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении, в котором матерью указана Ш.Т.Н., отцом Ш.А.В., свидетельствами о смерти этих лиц, постановлением главы администрации Ленинского района г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № об оформлении опеки над несовершеннолетней Шадриной Н.А. в связи с тем, что отец умер, мать уклоняется от воспитания, опекуном назначена Григорьева В. В., решением Тагилстроевского районного суда г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ о лишении Ш.Т.Н. родительских прав в отношении истицы (л.д.15,16,18-20).
Шадрина Н.А. зарегистрирована и проживает в квартире по <адрес>, в которой проживает также сын истицы Ш.М.А., <...> года рождения, Григорьева В. В. (л.д.8,9,23). Квартира находится в общей собственности истицы Шадриной Н.А. (<...> доли) и Григорьевой В.В. (<...> доля) (л.д.21). Истице право собственности на квартиру принадлежит на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12, 22).
Постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № Шадрина Н.А. принята по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку зарегистрирована в квартире по <адрес> общей площадью <...> кв.метров с сыном Ш.М.А., Григорьевой В.В.. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена очередь Шадриной Н.А. по списку № (л.д. 13. 14).
Статья 37 действовавшего ранее Жилищного Кодекса РСФСР основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливала отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.
Жилищный кодекс РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как указал Конституционный суд в своем Определении от 7 июня 2011 г. N 746-О-О, Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) положение п.2 части 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе на основании пункта 2 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) - в размере 15 метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку Шадрина Н.А. обеспечена жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, она приобрела право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации:
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2013, внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.02.2012) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На этом основании право Шадриной Н.А. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит реализации в соответствии с новым правовым регулированием путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок, и независимо от достижения возраста 23 лет.
01.01.2013 вступил в силу Закон Свердловской области от 07.12.2012 года № 95-ОЗ «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области», который в статье 7 возложил осуществление полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, реализацию прав нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области и исполнение нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области своих обязанностей на исполнительные органы государственной власти Свердловской области, государственные учреждения Свердловской области, казенные предприятия Свердловской области и государственные предприятия Свердловской области, которым принадлежат жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области. Установление порядка обеспечения осуществления полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области возложил на Правительство Свердловской области.
Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Законом Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», вступившим в законную силу с 01.01.2013.
Согласно ст.3 этого Закона, жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области предоставляются гражданам путем:
1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений;
2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования;
3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
Жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам после их распределения (статья 4).
Порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.
Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области.
Порядок заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров найма специализированных жилых помещений устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (п.4 ст.4, п.2 ст.5, п.4 ст.6).
Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области передаются гражданам, подписавшим договоры найма специализированных жилых помещений, заключившими эти договоры исполнительными органами государственной власти Свердловской области, государственными учреждениями Свердловской области, казенными предприятиями Свердловской области или государственными предприятиями Свердловской области (статья 7).
Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ, вступившим в силу 01.01.2013, внесены изменения в Закон Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», в части учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно этому Закону, документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 01.01.2013 на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 01.03.2013 органами местного самоуправления органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно которому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
На момент рассмотрения настоящего дела Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП не отменено и не изменено в связи с принятием Областных законов от 07.12.2012 года № 96-ОЗ, от 19.12.2012 № 107-ОЗ.
Осуществление на территории Свердловской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» до настоящего времени отнесено к компетенции Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.6 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП).
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является главным распорядителем бюджетных средств на 2013 год по строке 444 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» Приложения 7 к Закону Свердловской области от 07.12.2012 № 104-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
На этом основании на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области следует возложить обязанность по предоставлению Шадриной Н.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на срок 5 лет, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего Шадриной Н.А. жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создает препятствия истцу в реализации своих жилищных прав и является незаконным.
Исковые требования прокурора в интересах Шадриной Н.А. к Администрации города Нижний Тагил и Правительству Свердловской области удовлетворению не подлежат, поскольку возложение на этих лиц обязательств по предоставлению жилья противоречит нормам Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ и Законов Свердловской области от 07.12.2012 года № 96-ОЗ, от 19.12.2012 № 107-ОЗ.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 209, 321, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Шадриной Н. А. удовлетворить частично.
Признать бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего в <...> году жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Шадриной Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить Шадриной Н. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства в городе Нижний Тагил.
В удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Правительству Свердловской области отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 29 апреля 2013 года
Судья: