Судья Горбачева Т.Ю. Дело № 33-5223/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 24 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года по делу № 2-187/2019, которым постановлено:
исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Перовой Эльвиры Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода, удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Перовой Эльвиры Викторовны рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере 447 506 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Перовой Эльвиры Викторовны расходы на проведение судебной экспертизы в размере 7000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» Павлушкиной О.А., Боровиковой Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истицы Перовой Э.В. и ее представителя – адвоката Черненко С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Перовой Э.В. с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по выполнению ответчиком законодательства по расселению жителей п. Цемзавод из санитарно – защитной зоны. В ходе проверки установлено, что жилое помещение Перовой Э.В. находится в пределах трехсот метровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны завода, принадлежащего ООО «Сенгилеевский цементный завод». Администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ответчик, утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. В график включено 46 домов, в том числе и многоквартирный д. ***, в котором проживает Перова Э.В. Срок расселения по программе – 2012-2013 годы. Вместе с тем, дом Перовой Э.В. до настоящего времени не расселен. В соответствии с положениями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается.
Просил суд взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу
Перовой Э.В. рыночную стоимость за жилое помещение, находящееся в санитарно-защитной
зоне завода, взыскать расходы на проведение судебной экспертизы в размере 7000
руб., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 14 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), сектор по опеки и попечительству защите несовершеннолетних муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отмечает, что ранее прокурором в интересах истца заявлялись аналогичные требования (дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с их преждевременностью.
Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.
Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время программа переселения продлена до 17 мая 2020 года, срок ее реализации не наступил.
Не соглашается с выводом суда об отсутствии у истицы возможности пользоваться и распоряжаться жилым помещением в связи с нахождением его в трехсотметровой санитарно-защитной зоне. Отмечает, что каких-либо ограничений в отношении принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения не установлено.
Полагает, что выводы суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.
Не соглашается с выводами суда о том, что 16 мая 2019 года Управлением Рспотребнадзора по Ульяновской области было отказано ответчику в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правила разработанного проекта санитарно защитной зоны предприятия.
Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.
Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.
В возражениях на апелляционную жалобу муниципальное учреждение администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Перовой Э.В. – Черненко С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 16
Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения
устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких
санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной
классификацией организаций.
В соответствии с пунктом 3
статьи 44, пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и
сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе
санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных
зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5
октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» ООО «Сенгилеевский
цементный завод» выдано разрешение на строительство завода по производству
цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.
Срок действия данного разрешения с учетом неоднократного продления определен до 17 мая 2020 года.
До настоящего времени предприятие в эксплуатацию не
введено, ведутся пуско-наладочные работы.
При этом предприятие начало осуществлять выпуск продукции
(пока не на предельных мощностях), производственный процесс ведется в несколько
смен, укомплектован штат работников более 350 человек.
При проектировании строительства завода в 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
Согласно данной программе жители домов, подпадающие в границы расчетно-санитарной зоны подлежат расселению после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии.
В рамках указанной программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.
Согласно приложению к программе переселения жилой д. *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения – 2012-2013 годы.
В настоящее время срок программы продлен до 17 мая 2020 года.
Из экспертного заключения № ***
от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный
завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона
предварительно установлена в 300 м.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выдано санитарно – эпидемиологическое заключение от 29 июня 2017 года на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно – защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1,2 млн. тонн в год одной технологической линией размером 300 метров от границы территории промплощадки по всем направлениям для ООО «Сенгилеевский цементный завод», по адресу: ***.
Перовой Э.В. на праве собственности принадлежит квартира,
расположенная по адресу: ***.
Указывая на нарушение прав Перовой Э.В. в связи с
нахождением принадлежащего ей жилья в расчетной санитарно-защитной зоне ООО
«Сенгилеевский цементный завод», прокурор обратился в суд в ее интересах с
настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в
интересах Перовой Э.В., суд первой
инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные
зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
указал, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить
жилые застройки, попадающие в расчетную (предварительную) трехсотметровую зону
от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную проектом
обоснования размера санитарно- защитной зоны для завода по производству цемента
по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной
технологической линией от 2009 года.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия
согласиться не может по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и
использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных
зон (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны
устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству,
реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками
химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека
(далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического,
физического и (или) биологического воздействия, превышающего
санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса
опасности по
результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (пункт 3
Правил).
К заявлению об установлении или изменении
санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное
заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении
проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования
земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со
дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).
В силу части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа
2018 года № 342-ФЗ «О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в
соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные
(предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения
использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были
определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные
зоны, до 1 октября 2019
года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на
принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных
полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных)
санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти,
уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с
заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение
убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в
связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального
закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны,
выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные
участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным
использованием не осуществляются.
Как следует из материалов дела, на данный момент санитарно-защитная
зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не
установлена, определялась лишь расчетная (предварительная) зона.
Во исполнение действующего законодательства по заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в 2018 году разработан проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.
Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Чебоксары) от 8 апреля 2019 года № *** о соответствии вышеуказанного проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В настоящее время ведутся работы по согласованию границ
санитарно-защитной зоны.
Принимая во внимание вышеприведенные положения
законодательства, действующего на момент принятия оспариваемого решения суда,
учитывая, что до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский
цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная
коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика
о преждевременности заявленных в интересах Перовой Э.В. исковых требований
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области о взыскании стоимости
жилого помещения, расположенного в санитарно-защитной зоне завода.
При этом необходимо учесть, что законодателем
предусмотрены и иные меры ответственности ООО «Сенгилеевский цементный завод»
за несоблюдение санитарных норм и правил в части не установления
санитарно-защитной зоны предприятия.
В соответствии с пунктом 4
части 1 статьи 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или
изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или
неправильное применение норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Перовой Э.В., к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании стоимости жилого помещения, расположенного в санитарно-защитной зоне завода следует отказать.
Поскольку отказано в удовлетворении иска, соответственно, и ходатайство Перовой Э.В. о взыскании судебных расходов в виде оплаты услуг представителя, а также расходов по оплате стоимости экспертизы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение
В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Перовой Эльвиры Викторовны, к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно-защитной зоне завода, отказать.
Председательствующий
Судьи