№ 2-5592/24-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации19 сентября 2012г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Прионежского муниципального района о признании недействительным предписания,
у с т а н о в и л:
Администрация Прионежского муниципального района обратилась в суд с заявлением по тем основаниям, что 15.06.2012 г. комиссией в составе <данные изъяты> Администрации Прионежского муниципального района <данные изъяты>, <данные изъяты> Р.В. Суханова, <данные изъяты> Администрации Прионежского муниципального района <данные изъяты> было произведено обследование улично-дорожной сети в Прионежском муниципальном районе. По результатам обследования был составлен акт без номера от 15.06.2012 г., включающий перечень мероприятий, которые необходимо произвести отдельным сельским поселениям, а именно, <адрес>.
20.06.2012 г. в адрес Администрации Прионежского муниципального района (далее - Администрация) поступило предписание № от 18.06.2012 г., вынесенное главным государственным инспектором безопасности движения Прионежского района В.М. Борисовым, в соответствии с которым Администрации предлагается организовать выполнение мероприятий по ямочному ремонту улиц, установке дорожных знаков, ограждений, установлен срок исполнения предписания. Заявитель считает, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и свободы Администрации, данным предписанием на Администрацию незаконно возложены обязанности по организации выполнения мероприятий, указанных в предписании. Указывает, что объектом обследования явились автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов, Прионежский муниципальный район не является владельцем спорной улично-дорожной сети. Ссылаясь на положения ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» Администрация просит признать предписание № от 18.06.2012 г., вынесенное главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Прионежского района В.М. Борисовым, незаконным.
В судебном заседании представитель Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Клюшкина Е.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявление по основаниям в нем изложенным. Пояснила, что Администрации Прионежского муниципального района принадлежит только автомобильная дорога <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты>, иных автомобильных дорог в реестре недвижимости Прионежского муниципального района не числится. Указанная в предписании улично-дородная сеть находится в границах сельских поселений.
Заинтересованное лицо Борисов В.М. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Прионежскому району Суханов Р.В. с заявлением не согласился, указал, что действительно документов, подтверждающих принадлежность улично-дорожной сети, указанной в предписании, не имеется. Указал, что Главы сельских поселений не могут исполнить выявленные нарушения, поскольку документация на дороги отсутствует.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению имуществом и размещению заказов для государственных нужд в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение вопроса оставили на усмотрение суда.
Представители Администраций Гарнизонного, Деревянкского, Деревянского, Заозерского, Мелиоративного, Нововилговского, Пайского, Рыборецкого вепсского, Шелтозерского вепсского, Шокшинского вепсского сельских поселений в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В судебном заседании Глава Ладвинского сельского поселения Масляков С.А., представитель Администрации Ладва-Ветскинского сельского поселения Филатов А.М., действующий на основании доверенности, полагали заявление Администрации Прионежского муниципального района обоснованным, при этом указали, что должностные лица сельских поселений систематически привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения. Кроме того, изыскиваются денежные средства для проведения ямочного ремонта на дорогах в границах поселений.
Глава Шуйского сельского поселения Качалкина Т.В. полагала заявление Администрации Прионежского муниципального района не подлежащим удовлетворению, поскольку документов о передаче улично-дорожной сети в границах поселений не имеется. В связи с чем полагает, что дорожная сеть находится в ведении Администрации Прионежского муниципального района.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением.
Установленные законом сроки для обращения с настоящим заявлением Администрацией Прионежского муниципального района соблюдены.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Из пункта 6 статьи 3 указанного закона следует, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как предусмотрено пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В статье 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указано, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, 15.06.2012 г. комиссией в составе <данные изъяты>, <данные изъяты> Р.В. Суханова, <данные изъяты> проведено обследование улично-дорожной сети в Прионежском муниципальном районе, в ходе которого в <адрес> выявлены нарушения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в границах сельских поселений.
18.06.2012 г. Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Прионежского района В.М. Борисовым в адрес Администрации Прионежского муниципального района вынесено предписание № об устранении выявленных недостатков в ходе комплексной проверки 15.06.2012 г.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Прионежского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Прионежского муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из реестра недвижимости Прионежского муниципального района Прионежскому муниципальному району принадлежит автомобильная дорога протяженностью <данные изъяты>. подъезд к <данные изъяты>, иные автомобильные дороги в реестре недвижимости Прионежского муниципального района не числятся.
Как следует из оспариваемого предписания на Администрацию Прионежского муниципального района возложена обязанность по выполнению ямочного ремонта дорог в <адрес>, а также по установлению дорожных знаков, ремонту мостов, водопропускных труб в данных населенных пунктах.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеназванных законоположений следует, что в ведение Администраций сельских поселений входит обеспечение безопасности дорожного движения на автодорогах в пределах сельских поселений.
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 представленных Уставов сельских поселений к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ со стороны отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Прионежскому району суду не представлено.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, а также учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Администрация Прионежского муниципального района является ненадлежащим лицом, обязанным выполнить требования указанные в предписании.
Отсутствие документов о принадлежности улично-дорожной сети в границах сельских поселений Прионежского района не является основанием для возложения обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на Администрацию Прионежского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199, 258 ГПК РФ суд
р е ш и л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным предписание № от 18.06.2012 г., вынесенное главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Прионежского района В.М. Борисовым.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова