Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5017/2023 ~ М-3955/2023 от 07.08.2023

63RS0039-01-2023-004268-61

2а-5017/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 августа 2023 года                            г. Самара                     

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Дранове Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-5017/2023 по административному исковому заявлению Беловой М. Н. к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия,

установил:

Белова М.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Администрацию г.о. Самара представлено уведомление о согласовании проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на территории <адрес> в <адрес>, мкр. Волгарь, «Ерик парк», с заявленной численностью до <данные изъяты>. Из ответа руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа - заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара С.Е. Самарцева от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что в соответствии с решением оперативного штаба <адрес> в соответствии с пунктами 5-8 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ » ограничено до особого распоряжения проведение публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством о выборах и референдумах. На основании вышеизложенного, по мнению Администрации г.о. Самара, согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным.

Административный истец полагает отказ в согласовании публичного мероприятия не соответствующим законодательству Российской Федерации, нарушающим её право на проведение публичных мероприятий. Полагает, что Указ Президента и решение оперативного штаба не могут ограничивать права истца, предусмотренные ст. 31 Конституции РФ.

Ссылаясь на изложенное, просит признать действия Администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в проведении заявленного на ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на территории <адрес> в <адрес>, мкр. Волгарь, «Ерик парк» неправомерными; обязать Администрацию г.о. Самара согласовать публичное мероприятие в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в <адрес>, мкр. Волгарь, «Ерик парк».

В судебном заседании административный истец Белова М.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что ограничение конституционного права на свободу собрания возможно только на основании федерального конституционного закона, ограничение прав граждан иным нормативно-правовым актом ничтожно.

Представитель Администрации г.о. Самара возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на невозможность проведения публичного мероприятия в связи с введенными вышеуказанными нормативными актами ограничениями.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон №54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

В силу пункта 7 статьи 2 Закона №54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> на имя Главы г.о. Самара представлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на территории <адрес> в <адрес>, мкр. Волгарь, «Ерик парк»с <данные изъяты> час.

Целью публичного мероприятия указано: «выражение общественного мнения жителей микрорайона «Волгарь» по вопросам загрязнения атмосферного воздуха (едкие химические выбросы), поиск иного способа обнаружения источника данных выбросов (сероводород, этилбензол и другие), поиск способа привлечения к ответственности виновника выбросов, предоставление собравшимся права на выступление по вопросу насущной проблемы загрязнения атмосферного воздуха».

Митинг планируется без использования быстровозводимых сборно-разборных конструкций, без использования звукоусиливающей аппаратуры, с использованием лозунгов и плакатов.

Предполагаемое количество участников: до <данные изъяты> человек.

Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан предполагается осуществлять в переделах своей компетенции.

Для оказания возможной медицинской помощи будет использована медицинская аптечка, при необходимости вызвана бригада скорой помощи, при необходимости будут использованы индивидуальные средства защиты (медицинские маски).

Организатор публичного мероприятия: Белова М.Н. Лица, уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия: Дягилева О.А.

Согласно ответу руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа - заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара С.Е. Самарцева от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением оперативного штаба <адрес> в соответствии с пунктами 5-8 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ » ограничено до особого распоряжения проведение публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством о выборах и референдумах. В связи с изложенным согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.п. 5-8 Указа Президента РФ от 19.10.2022 N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" на территории <адрес> введен режим (уровень базовой готовности), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по принятию решений о проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения. Высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации реализуют также следующие меры:

а) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

б) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

Установлено, что перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории этого субъекта Российской Федерации.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации создать для реализации мер, предусмотренных настоящим Указом, оперативные штабы субъектов Российской Федерации. Руководителем оперативного штаба субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В состав оперативного штаба субъекта Российской Федерации включаются представители Министерства обороны Российской Федерации, руководители соответствующих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также представители органов публичной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и организаций.

Решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (оперативного штаба), принятые в рамках его компетенции в соответствии с настоящим Указом, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, иными органами, в том числе коллегиальными, организациями, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, гражданами, зарегистрированными по месту жительства (месту пребывания) и (или) находящимися на территории соответствующего субъекта Российской Федерации

Согласно Выписке из протокола заседания оперативного штаба Самарской области по реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 N 757" от 26.06.2023 г. в целях принятия мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности ограничено до особого распоряжения проведение публичных мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, а также публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством о выборах и референдумах.

В силу Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Из этих положений следует, что Закон связывает проведение публичных мероприятий с массовым присутствием или массовым прохождением граждан. Понятие «массовость» участников публичных мероприятий презюмирует невозможность точного (арифметического) подсчета возможного количества участников этих акций.

Таким образом, заявленное административным истцом количество участников публичного мероприятия предполагает массовое присутствие граждан, соответственно является публично-массовым мероприятием.

Согласно положениям действующего законодательства необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Указанные требования по обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.

В соответствии с уведомлением о проведении публичного мероприятия общественный порядок и безопасность организаторами планируется обеспечить только в пределах своей компетенции.

Однако в настоящее время в соответствии с действующим законодательством, полномочия по принятию мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании указа Президента Российской Федерации. В период действия военного положения граждане обязаны выполнять требования Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения как на территориях, на которых введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. При этом меры, предусмотренные статьей 8 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ могут применяться при введении военного положения как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено (пункт 3 статьи 5, статья 8), в том числе допускается введения ряда временных ограничений различных видов деятельности.

При таких обстоятельствах, поскольку в силу действующего законодательства на административного ответчика возложена обязанность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан, в том числе и при проведении публичных мероприятий, и учитывая, что на момент рассмотрения уведомления о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в согласовании публичного мероприятия, соответствует требованиям законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Беловой М. Н. к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                М.Н. Ретина

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2023 г.

2а-5017/2023 ~ М-3955/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белова М.Н.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация административного искового заявления
08.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее