Дело № 2-204/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Кабаковой Е.Ф.,
с участием истца Придорогина В.В.,
представителя ответчика Лоч Н.Г., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 2 июля 2013 г. гражданское дело по иску Придорогина В.В. к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 28» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Придорогин В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он работает <данные изъяты> в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 28» (далее - ГОУ НПО «ПУ № 28») на постоянной основе с 29 мая 2006 г. О нарушении своих трудовых прав в части недоначисления ежемесячной заработной платы узнал в начале февраля 2013 г. из статьи «Спорные вопросы об оплате труда работников», опубликованной в районной газете «Балейская новь» от 29 января 2013 г. Из смысла указанной статьи следует, что должностной оклад работника должен составлять не менее минимального размера оплаты труда, на который должны начисляться все компенсационные выплаты, такие как районный коэффициент, надбавка за непрерывный стаж работы, надбавка за работу в ночное время и др. Согласно его расчетным листкам все компенсационные выплаты входили в заработную плату, размер которой, был немногим выше минимального размера оплаты труда установленном в РФ, а иногда и меньше МРОТ, таким же образом производится начисление заработной платы и в настоящее время. Обратившись к руководству учреждения с требованием привести в соответствие с действующим законодательством ее начисление, получил отказ. Документов для самостоятельного пересчета заработной платы не выдали. Недобросовестными действиями ответчика ему были причинены нравственные страдания, поскольку мизерный размер заработной платы не позволял достойно существовать, удовлетворять жизненные потребности и в связи с неполучением от работодателя по его запросу документов, необходимых для реализации права на судебную защиту нарушенных трудовых прав. Нравственные страдания оценивает в 50 000 руб. Просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с 1 января 2012 г. по 12 мая 2013 г. включительно.
В судебном заседании 14 июня 2013 г. истец Придорогин В.В. изменил исковые требования, согласно которым просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2012 г. по 31 мая 2013 г., включительно, в сумме 41 046 рублей 87 копеек и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, приложив соответствующие расчеты.
В судебном заседании истец Придорогин В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении, считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой без включения указанных выплат не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права и не соответствует нормам трудового законодательства, согласно которому заработная плата работников организаций, расположенных в северных районах и районах с суровыми климатическими условиями, в которых выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, и только после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы в данных районах или местностях. С 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4611 рублей, а с 1 января 2013 года - 5205 рублей. Также указал, что работодатель неверно производит расчет оплаты труда за сверхурочные. Считает, что его заработная плата должна начисляться, согласно его расчетам.
Представитель ответчика ГОУ НПО «ПУ № 28» Лоч Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что со стороны работодателя каких-либо нарушений в начислении заработной платы не допущено. ГОУ НПО «ПУ №28» самостоятельно не устанавливает размер заработной платы, она начисляется согласно штатному расписанию, утвержденному Министерством образования науки и молодежной политики Забайкальского края, ставка сторожа равна 1-му разряду Единой тарифной сетки. По трудовому договору от 24 декабря 2005 года Придорогин В.В. числится <данные изъяты> по 1-му разряду ETC. Ежемесячно ему начислялась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, также выплачивалось стимулирование свыше МРОТ, что видно из предоставленных расчетных листов. В 2012 году стимулирование работников выплачивалось ежеквартально по август месяц включительно, далее - ежемесячно. ГОУ НПО «ПУ № 28» ежемесячно получает субсидии на выплату заработной платы края в размере средств по утвержденному штатному расписанию от Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края, которым дополнительные средства на заработную плату не выделяется, поэтому недобросовестности в действиях и причинении нравственных страданий Придорогину В.В. в выплате заработной платы не имеется. В связи с этим требования истца о компенсации морального вреда не признает. Также указала, что расчетные листы по заработной плате работникам ГОУ НПО «ПУ №28» в течение 2012-2013гг выдаются ежемесячно. Следовательно, все работники, в том числе и Придорогин В.В. знают о размере своей заработной платы. Считает, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный статьей 392 ТК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Придорогина В.В. удовлетворить частично.
Судом установлено, что Придорогин В.В. работает в ГОУ НПО «ПУ № 28» в должности <данные изъяты> с 29 мая 2006 г. (приказ № 67 от 16 июня 2006 г. Согласно трудовому договору № 141 от 24 декабря 2005 г. истцу установлена заработная плата по 1 разряду согласно штатному расписанию, в соответствии с которым должностной оклад <данные изъяты> составляет 1816 рублей, в дополнение к должностному окладу установлен районный коэффициент 70 %, стимулирующие выплаты, ночные 35% и доплата до МРОТ.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 июня 2011 года - 4 611 рублей, с 1 января 2013 года - 5205 рублей). При этом районный коэффициент и процентная надбавка на непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Установлено, что заработная плата истца, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Забайкальском крае, в нарушение действующего трудового законодательства за период с января 2012 года по май 2013 г. составляла менее установленного законом минимального размера оплаты труда.Следовательно, требование истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежит защите.
Вместе с тем, суд находит ходатайство представителя ответчика о применении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части взыскания недоначисленной заработной платы за период с января 2012 года по январь 2013 года, с учетом требований ст. 392 ТК РФ, подлежащим удовлетворению, поскольку как установлено в судебном заседании и не отрицается самим истцом, он получал заработную плату за весь период работы без задержек, то есть был осведомлен о её размере, и не мог не знать о нарушении своих прав, имел возможность обратиться в суд с требованием о проверке законности производимых выплат, однако в суд с исковым заявлением обратился лишь 13 мая 2013 г.
Заявлений от истца о признании причины пропуска указанного срока уважительной и о его восстановлении не поступало.
В соответствии со статьей 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы только за февраль-май 2013 года.
Представленный истцом расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы суд находит обоснованным, но арифметически неверным.
Доводы Придорогина В.В. о том, что работодатель неправильно производит расчет оплаты труда за сверхурочные, не нашли своего подтверждения. Истец не представил доказательств нарушений ответчиком порядка подсчета времени сверхурочных и их оплаты.
Из материалов дела следует, что заработная плата истца, исходя из оклада 1816 руб., без включения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Забайкальском крае, составляла:
- февраль 2013 года - оклад 1918, 79 руб. (отработано 168 часов) + 311, 77 (35 % ночные) + 531 (стимулирующие) + 1413, 05 (доплата) = 4174, 61 руб.;
- март 2013 года - оклад 2010, 16 руб. (отработано 176 часов) + 182, 74 (праздничные) + 319, 76 (35 % ночные) + 648 (стимулирующие) + 933, 48 (доплата) = 4094, 14 руб.;
- апрель 2013 г. - оклад 1826, 38 руб. (отработано 176 часов) +290, 56 (35 % ночные) + 642 (стимулирующие) + 1606, 2 (доплата) = 4365, 14 руб.;
- май 2013 г. - оклад 2539, 86 руб. (отработано 200 часов) + 203, 04 (праздничные) + 364, 49 (35 % ночные) + 656 (стимулирующие) =3763, 39 рублей.
За февраль 2013 года истцом была получена заработная плата в размере 5736 руб., за март 2013 года - 5853 руб., за апрель 2013 г. - 5847 руб. и за май 2013 г. - 5938, 57 руб. С учетом начисления процентных надбавок на минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом (с 1 января 2013 года - 5205 рублей), размер заработной платы в феврале - мае 2013 г. должен составлять по 8848, 5 рублей (5205 х 70 % районный коэффициент) в месяц.
Разница составляет за февраль 2013 года 3112, 5 рублей (8848,5 - 5736); за март 2013 года - 2995,5 рублей (8848, 5 - 5853); за апрель - 3001, 5 рубля (8848, 5 -5847), за май 2013 г. - 2909, 93 рублей (8848,5 - 5938, 57).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за февраль - май 2013 года в размере 12019 рублей 43 копейки.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В данном случае суд полагает, что причиненный истцу моральный вред может быть компенсирован за счет ответчика суммой в 1000 рублей.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Придорогина В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 28» в пользу Придорогина В.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с февраля по май (включительно) 2013 года в размере 12019 рублей 43 копейки, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, всего 13019 (тринадцать тысяч девятнадцать) рублей 43 копейки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 28» государственную пошлину в доход местного бюджета 520 рублей 78 копеек.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова