Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-843/2022 от 16.05.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2022 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Фризен А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-843/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России № 18 по Самарской области к Барановой Ирине Александровне о взыскании налога на имущество, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с иском к Барановой И.А о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением указав, что Баранова И.А состоит на учете в Инспекции в качестве налогоплательщика. Должник надлежащим образом не исполнила свои обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в сумме 16 923 руб. и пени 151,04 руб. В нарушение ст. 23 НК РФ административный ответчик не произвел оплату налога на имущество в полном размере в установленный срок. Поскольку налогоплательщик не произвел оплату в указанные сроки, ему начислены пени за неуплату налогов. В связи с чем, административный истец направил в адрес административного ответчика требование об уплате налога, сбора, пени в срок, которое до настоящего времени не было исполнено. Поскольку задолженность по налогам за указанный период не оплачены, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, после отмены которого, налоговый орган обратился в суд с исковыми требованиями, в которых просил взыскать с Барановой Ирины Александровны вышеуказанной недоимки по налогу на имущество физических лиц на общую сумму: 17074,04 рублей, за 2019г..

Представитель административного истца МИФНС России № 18 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Баранова И.В. в судебное заседание явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Ранее в судебном заседании 15.06.2022г. категорически возражала против удовлетворения заявленных административных требований, пояснила, что задолженности не имеет ввиду полной оплаты налоговой задолженности, ходатайствовала о приобщении копий чеков-ордеров об оплате.

Исследовав материалы дела, материал № 2а-3135/2021 (по заявлению о вынесении судебного приказа), суд полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с главами 28,31 НК РФ, Законом РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», Постановлением Самарской Городской Думы № 170 от 27.10.2005г. «О налоге на имущество физических лиц», Постановлением Самарской Городской Думы от 24.11.2005г. № 188 «Об установлении земельного налога» должник является налогоплательщиком налога на имуществом физических лиц и земельного участка признаваемых объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).

Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, когда общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превышает 3 000 рублей.

Между тем, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).

Статьей 72 указанного Кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов, виды, размер и порядок исчисления и уплаты которых определены в статьях 430 и 432 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налогов, сборов обеспечивается пенями, которые плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроками.

В соответствии с постановлением КС РФ от 17.12.1996 г. №20-П, определения КС РФ от 04.07.2002 № 2002 № 200-о, пунктами 19, 20 постановления ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Судом установлено, что административный истец МИФНС №18 по Самарской области обратился в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика Барановой И.А налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в сумме 16 923 руб. и пени 151,04 руб.

Судом установлено, что в 2019 годах Баранова И.А являлась собственником помещений расположенных по адресу:

<данные изъяты>., доля в праве 1/5, налоговая ставка 2,00, количество месяцев владения 12/12, сумма начисленного налоговая 12 350,00 руб.,

- <данные изъяты> доля в праве 1/2, налоговая ставка 2,00, количество месяцев владения 12/12, сумма начисленного налоговая 16 923,00 руб.

-Волжский <данные изъяты>., поэтому она являлась налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, которые обязана уплачивать в соответствии с требованиями Закона.

Из материалов дела следует, что Барановой И.А было выставлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц.(л.д 7)

Отправка указанного уведомления подтверждается сведениями из личного кабинета.

Согласно выписке из личного кабинета налогоплательщика Барановой И.А в личном кабинете отражены ее фамилия, имя отчество, место регистрации, дата отказа от пользования личным кабинетом не зафиксирована (л.д.11 материалов дела №2а-3135/2022г.).

Таким образом, налогоплательщик, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленным в ее адрес требованием об уплате земельного налога и налога на имущество.

В связи с не поступлением оплаты, административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 8640 от 03.02.2021, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности за 2019 г. по налогу на имущество на физических лиц в размере 16 923 руб., пени 151,01 руб. со сроком уплаты до 30.03.2021г. (л.д.8).

В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ (л.д 14).

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены в полном объеме не были, 05.07.2021 года МИФНС России №18 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.

09.07.2021 г. мировым судьей судебного участка №31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области по административному делу №2а-3135/2021 был вынесен судебный приказ №2а-3135/2021 о взыскании с Барановой И.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2019 г., а также госпошлины.

18.08.2021 г. Баранова И.А обратилась к мировому судье с возражением относительно исполнения судебного приказа, просила его отменить, в связи с чем, 19.08.2021 мировым судьей судебного участка №31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-3135/2021.

В связи, с чем МИФНС № 18 по Самарской области 14.02.2022 г. обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением к Барановой И.А о взыскании недоимки на налогам.

Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом не был пропущен.

На основании определения Ленинского районного суда от 29.03.2022 г. административное исковое заявление было передано в Самарский районный суд г.Самары по месту жительства административного ответчика, для рассмотрения. Согласно почтового штемпеля 13.05.2022 г. административное исковое заявление о взыскании задолженности недоимки по налогам с Бондаревой С.А. поступило в Самарский районный суд г. Самары и было зарегистрировано приемной суда 16.05.2022 за №ИНЫЕ-3601/2022.

В пояснении поступившими в суд посредством электронной почты (ЭД-4041/2022) по административному исковому заявлению, МИФНС № 18 по Самарской области указала, что по состоянию на 30.06.2022 за Барановой И.А. недоимка по налогам остается низменной.

Между тем, судом принимаются доводы административного ответчика о том, что административным истцом неверно применен расчет коэффициента 2,0 за помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>, так как на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области за №1008 от 18.05.2020 г. данное помещение исключено из перечня объектов находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответственно расчет коэффициента должен быть применен 0,5.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019) "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего положениям, установленным статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, являются основанием для исключения этих объектов недвижимости из Перечня, определенного уполномоченным органом на текущий налоговый период, а также на налоговые периоды, предшествующие календарному году направления заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка (но не более чем за три налоговых периода), в случае если такие объекты были включены в данный Перечень (п.14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019).

Суду представлено доказательство того, что в отношении спорного объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> выносилось решение об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего положениям, установленным статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, расчет налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год : иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>А, <адрес> должен рассчитываться исходя коэффициента 0,5 и составляет 3 087, 00 руб., а в отношении имущества физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год : иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером , по адресу: <адрес> должен рассчитываться исходя коэффициента 2,0 и составляет 16923 руб., при этом общая сумма к уплате составляет 20010, 00 руб. (с учетом пересчета по представленному расчету налогового органа).

Судом достоверно установлено, что Барановой И.А. налоговая задолженность уплачена в полном объеме 30.11.2020г. за 2019г. по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, что подтверждается чек - ордером об оплате от 30.11.2020г. на сумму 20010, 50 руб., приобщенным административным ответчиком в судебном заседании.

Поскольку в настоящее время Баранова И.А задолженность по налогам не имеет, следовательно, основания для взыскания задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в сумме 16 923 руб. и пени 151,04 руб. с административного ответчика также отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление МИФНС России №18 по Самарской области к Барановой Ирине Александровне ( ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, ИНН паспорт ОУФМС в Самарском районе г.Самара, 08.11.2016 г., зарегистрированной по адресу: <адрес>) о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в сумме 16 923 руб. и пени 151,04 руб., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2022 г.

Судья:      Е.А.Волобуева

2а-843/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Баранова И.А.
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Волобуева Е.А.
Дело на странице суда
samarsky.sam.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Дело оформлено
07.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее