Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2140/2018 (2-14911/2017;) от 19.12.2017

Дело № 2- 2140/2018 (26)

В окончательном виде решение изготовлено 21.05.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2018 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мосягиной Е.В.,

при секретаре Шахтаровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антропова Д. В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в порядке реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Антропов Д.В. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в порядке реабилитации. В обоснование иска указаны следующие обстоятельства. <//> Следственным отделом по ЗАТО <адрес> было возбуждено уголовное дело в отношении Антропова Д.В. по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. В отношении Антропова Д.В. была избрана мера процессуального принуждения – обязательство о явке. Расследование длилось семь месяцев. Постановлением от <//> уголовное дело и уголовное преследование в отношении Антропова Д.В. было прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, за Антроповым Д.В. было признано право на реабилитацию в соответствии со ст. 134 УПК РФ. Факты привлечения истца к уголовной ответственности, возбуждения в отношении него уголовного дела, совершение процессуальных действий и применение меры процессуального принуждения в течение длительного срока, нарушили личные неимущественные права истца, право на достоинство личности, право не быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление, которое он не совершал, честное и доброе имя, деловую репутацию, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства. Нарушение данных неимущественных прав причинило истцу нравственные страдания. Поэтому истец на основании ст. ст. 1070 п. 1, 151, 1100 ГК РФ, просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.

Определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена прокуратура <адрес>.

Определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по <адрес>.

Определением суда от <//> иск Антропова Д.В. был оставлен без рассмотрения на основании абз. 8 ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от <//> определение суда от <//> отменено и производство по делу возобновлено.

В судебном заседании представитель истца Шилова А.А., действующая на основании ордера от <//>, заявленные исковые требования поддержала по доводам и основанию иска.

В судебном заседании представитель ответчика Черногорцева И.С., действующая на основании доверенности <адрес>6 от <//>, заявленные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по доводам письменного отзыва на иск, поскольку у истца права на реабилитацию не возникло, поскольку УПК РФ не предусмотрено право на реабилитацию в случае прекращения уголовного дела в связи с принятием закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, что исключает возможность возложения ответственности на соответствующий орган, выступающий от имени казны Российской Федерации, соответственно, основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

В судебном заседании представитель третьего лица на стороне ответчика Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> Кабакова О.В., действующая на основании доверенности от <//> , заявленные исковые требования не признала по доводам письменных возражений на иск и просила в их удовлетворении истцу отказать, поскольку право на реабилитацию у истца не возникло, поскольку в отношении него уголовное дело было прекращено в связи с декриминазилацией, в связи с чем, оснований для компенсации морального вреда не имеется.

Представитель третьего лица на стороне ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признал и просил в их удовлетворении истцу отказать, поскольку право на реабилитацию у истца не возникло, поскольку в отношении истца уголовное дело было прекращено в связи с декриминализацией.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 Кодекса.

Ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что подлежит возмещению моральный вред, причиненный гражданину в связи с деятельностью правоохранительных органов и судов. Причем вред компенсируется независимо от вины этих органов лишь в тех случаях, если он причинен гражданину в результате незаконных: осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. В указанных случаях компенсация морального вреда производится в порядке, определенном пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: 1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; 2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; 3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; 4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; 5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», к лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в части 2 статьи 133 УПК РФ, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со статьи 105 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ), а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.

Согласно ч. 4 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правила настоящей статьи не распространяются на случаи, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, за исключением случаев вынесения судом постановления, предусмотренного пунктом 1 части третьей статьи 125.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», правила части 4 статьи 133 УПК РФ не распространяются на лиц, в отношении которых меры процессуального принуждения или обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, поскольку прекращение уголовного дела (освобождение от наказания) в указанных случаях само по себе не является свидетельством незаконности или необоснованности уголовного преследования. Однако, если уголовное дело было возбуждено, несмотря на наличие указанных выше обстоятельств, либо вред причинен вследствие продолжения уголовного преследования после возникновения или установления таких обстоятельств, за исключением случаев продолжения уголовного преследования в связи с возражением лица против его прекращения по данным основаниям, лицо имеет право на возмещение вреда в порядке главы 18 УПК РФ.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

<//> Следственным отделом по ЗАТО <адрес> было возбуждено уголовное дело в отношении Антропова Д.В. по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, по факту уклонения от уплаты налогов руководством ООО «Компания А&Б» в сумме 13400000 руб.

В отношении Антропова Д.В. <//> была избрана мера процессуального принуждения – обязательство о явке. В этот же день Антропов Д.В. был допрошен в качестве подозреваемого.

Постановлением заместителя руководителя следственного отдела по ЗАТО <адрес> управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> от <//> уголовное дело и уголовное преследование в отношении Антропова Д.В. было прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ.

Из данного постановления следует, что с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу <//> решением Арбитражного суда <адрес>, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда <адрес> от <//>, Антропову Д.В. может быть предъявлено обвинение лишь по факту уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 5527489 руб., что составляет 14 % от суммы всех налогов, подлежащих уплате за три финансовых года подряд 2011-2013 г.<адрес> с тем, в соответствии с п. 1 примечания к ст. 199 УК РФ (в редакции ФЗ № 325-ФЗ от <//>) крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. В связи с чем, поскольку в ходе предварительного следствия не была установлена сумма уклонения от уплаты налога, которая составляла бы крупный или особо крупный размер в соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ, уголовное дело в соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ в отношении Антропова Д.В. было прекращено за отсутствием состава преступления.

Постановлением от <//> была отменена мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке.

В постановлении от <//> Антропову Д.В. было действительно разъяснено право на реабилитацию в соответствии со ст. 134 УПК РФ.

Однако в силу ч. 4 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, прекращение уголовного дела в отношении истца Антропова Д.В. не влечет возникновение у него права на реабилитацию, поскольку прекращение уголовного дела в данном случае само по себе не является свидетельством незаконности или необоснованности уголовного преследования. Уголовное дело в отношении истца Антропова В.Д. было возбуждено до внесения изменений в ст. 199 УК РФ. Доказательств причинения вреда вследствие продолжения уголовного преследования после внесения изменений в ст. 199 УК РФ, истцом Антроповым Д.В., вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований к удовлетворению заявленных исковых требований Антропова Д.В. о взыскании компенсации морального вреда в порядке реабилитации в размере 1000000 руб. по приведенным им доводам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░

2-2140/2018 (2-14911/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антропов Д.В.
Ответчики
Мин фин РФ
Другие
Порошин Е.Б.
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Мосягина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
19.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.12.2017Передача материалов судье
19.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2018Судебное заседание
02.04.2018Судебное заседание
15.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее