Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 09 апреля 2021г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Савкиной Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Фролкина А.В. и Фролкиной Т.А., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Ф. и Ф.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности, по заявлению администрации Нижнеудинского муниципального образования о применении срока исковой давности к иску Фролкина А.В. и Фролкиной Т.А., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних Ф. и Ф.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Фролкин А.В. и Фролкина Т.А., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних Ф. и Ф.К., обратились в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности по проведению повторного обследования дома, указав, что с 05.04.2016г. являются собственниками жилого дома на <адрес>. В июне 2019г. дом попал в зону затопления, и 24.11.2019г. по результату обследования дома межведомственная комиссия вынесла заключение о непригодности дома для проживания вследствие естественного физического износа, о том, что ущерб дому паводком не причинён. В тот же день постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования №2016 дом был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие естественного физического износа. При этом ни акт обследования дома, ни заключение межведомственной комиссии не содержат сведений о физическом износе дома до и после паводка. Состав межведомственной комиссии, обследовавшей дом, был не полным. Специалисты-эксперты дом не посещали, не обследовали, участия в работе комиссии при вынесении заключения не принимали. Оценка фактического состояния дома на предмет его соответствия требованиям Положения от 28.01.2006г. №47 не дана. В оспариваемом заключении отсутствуют сведения о проведённых замерах и исследованиях, нет обоснования заключения. Они как собственники жилого помещения к участию в работе комиссии не были привлечены. Просят суд признать незаконными вышеуказанные заключение межведомственной комиссии и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования в отношении их дома; обязать ответчика провести повторное обследование дома в соответствии с установленным порядком, обратить решение к немедленному исполнению, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов адвокат Кузьмина Е.Б., представитель ответчика и представители третьих лиц ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Поскольку неявка сторон и их представителя, а также представителей третьих лиц в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в исковом заявлении доводы истцов, а в письменных возражениях против иска – доводы представителя ответчика Овчинниковой С.И., просившей о применении к иску срока исковой давности в соответствии с положениями КАС РФ и отказать в удовлетворении иска, представителей третьих лиц, просивших отказать в удовлетворении иска ввиду его необоснованности, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение).
В соответствии с п.7 Положения признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Пунктами 33-40 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности в силу п.33 таким основанием является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Пунктами 42-47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом в соответствии с п.43 Положения проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Своё право общей долевой собственности на спорный дом, возникшее на основании договора купли-продажи от 05.04.2016г., истцы подтвердили свидетельствами о государственной регистрации права собственности и соответствующим договором купли-продажи.
Из акта обследования жилого дома от 24.11.2019г. усматривается, что наводнением дому повреждения не были причинены, жилой дом пришёл в состояние непригодности для проживания по причине его ветхости.
Заключением межведомственной комиссии от 24.11.2019г. были выявлены основания для признания дома не пригодным для проживания по причинам, с паводком не связанным.
При этом в акте обследования не указано описание фактического состояния дома в период обследования. Межведомственная комиссия ограничилась лишь указанием на то, что дом разрушенный. Характер разрушений, причины разрушений не указаны. Несмотря на то, что дом находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, выводы комиссии о том, что паводком вред дому не причинён, ничем не подтверждены ни в акте обследования дома, ни в обжалуемом заключении комиссии.
В письменных возражениях против иска представитель ответчика Овчинникова С.И. указала на то, что спорный дом в зоне паводка не находился. Вопреки этим доводам представителя ответчика в акте обследования дома содержится ссылка на постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019г. №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Нижнеудинского муниципального образования», ни в акте, ни в обжалуемом заключении не указано, что дом не находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, а указано, что паводком повреждения ему причинены не были. Доказательств в подтверждение доводов о том, что в зоне паводка дом не находился, суду не представлено.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 27.11.2019г. №2016 дом был признан не пригодным для проживания ввиду естественного физического износа.
Порядок и процедура оценки жилого помещения произведена с нарушением требований п.44 Положения, поскольку при проведении обследования дома и даче заключения межведомственная комиссия не привлекла к участию в своей работе экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Доводы истцов о неполном составе межведомственной комиссии, обследовавшей дом, а также о том, что в нарушение абз.5 п.7 Положения от 28.01.2006г. №47 истцы как собственники жилого помещения не были привлечены к работе в комиссии с правом совещательного голоса и не были уведомлены о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию, ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах оспариваемое заключение межведомственной комиссии и изданное на основании акта обследования жилого дома и вышеназванного заключения обжалуемое постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу не могут быть признанными законными и обоснованными.
Нарушение межведомственной комиссией порядка принятия обжалуемых ненормативных правовых актов влечёт за собой признание их незаконными и возложение на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности по повторному обследованию дома и принятию решения по его результату.
Отказывая в удовлетворении требования ответчика о применении срока исковой давности к иску, суд принимает во внимание, что дело рассмотрено судом по правилам гражданского судопроизводства и оснований для применения к спорным правоотношениям норм КАС РФ суд не усматривает.
Общий срок исковой давности, применимый к возникшим между сторонами правоотношениям, установлен ст.196 ГК РФ и составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, если законом не установлено иное.
Обратившись в суд с настоящим иском в марте 2021г., истцы срок исковой давности не пропустили, поэтому оснований для удовлетворения соответствующего требования ответчика не имеется.
Оснований для удовлетворения требования истцов об обращении решения к немедленному исполнению суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 24.11.2019░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 27.11.2019░. №2016 ░ ░░░░░ ░.1.5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.04.2021░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░.