Решение составлено: 08.05.2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2015 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Шелудяковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-556/2015 по иску Матухно М.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Асбесту «О восстановлении срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения».
УСТАНОВИЛ:
Истец Матухно М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Асбесту «О восстановлении срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения», указав, что она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, так как решением Асбестовского городского суда от *Дата* родители истца были лишены родительских прав, отец истца умер *Дата* года, а мать истца – *Дата* года.
Как указала истец, в период времени с *Дата* по *Дата* она проходила курс социальной реабилитации в реабилитационном центре города Асбеста. После прохождения курса реабилитации истец была определена в Дом детства города Асбеста, где находилась по *Дата* года. Истец обучалась в различных образовательных учреждениях, а именно:
- с *Дата* по *Дата* в Асбестовском профессиональном лицее города Асбеста;
- с *Дата* по *Дата* в Асбестовском политехникуме по профессии «портной»;
- с *Дата* по *Дата* в Асбестовском политехникуме по профессии «парикмахер».
- с *Дата* по настоящее время в Уральском колледже бизнеса, управления и технологии красоты.
В период обучения истец проживала в общежитии образовательного учреждения.
В соответствии с постановлением главы города Асбест от *Дата* *Номер* за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: *Адрес*, до совершеннолетия. По указанному адресу истец проживала до определения ее в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних *Адрес*, а именно, до *Дата*. Кроме истца, в данном жилом помещении зарегистрированы <данные изъяты> – братья истца, жена брата и племянники истца. Фактически в *Адрес* проживают сводный брат истца ФИО7, его супруга и трое детей.
По мнению истца, ее совместное проживание в указанной выше квартире с семьей сродного брата невозможно, так как они не являются семьей истца.
Истец указала, что она неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства в *Адрес* по вопросу обеспечения жильем, но истцу разъяснялось, что у нее есть жилое помещение, а значит, она не имеет права на предоставление жилого помещения.
*Дата* в возрасте 23 лет истец обратилась с письменным заявлением в орган опеки и попечительства о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В принятии на учет истцу было отказано по причине достижения истцом возраста 23 лет.
На основании вышеизложенного, истец просит суд:
Восстановить Матухно М.Н., *Дата* г.р., срок для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по списку лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 3-8).
Истец – Матухно М.Н. в судебном заседании на настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца Матухно М.Н. – адвокат Кокарева Н.С., действующая на основании ордера *Номер* от *Дата* года, в судебном заседании подержала доводы своего доверителя, юридически обосновав свою позицию.
Представитель ответчика Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Асбесту – Обухова С.В., действующая на основании доверенности от *Дата* года, в судебном заседании пояснила, что Матухно М.Н., *Дата* года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что когда она находилась в возрасте до 18 лет, ее мать и отец умерли. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантируемая таким лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. До достижения возраста 23 лет, то есть до *Дата* года, Матухно М.Н. в уполномоченный орган – Управление социальной политики по г.Асбесту с заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения не обращалась. При отказе в поставке на учет Матухно М.Н. уполномоченный орган действовал в соответствии с действующим законодательством. Представили письменное заключение по иску. При этом, при установлении уважительных обстоятельств пропуска срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не возражает против его восстановления истцу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием на основе конституционного равноправия, где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение, обеспечивается право каждого на жилище, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет.
Также вышеуказанным Федеральным законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации.
Закон Свердловской области от 22.03.2006 N 17-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области" регулирует отношения, связанные с учетом граждан для целей предоставления следующих видов жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе входящих в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, истец Матухно М.Н. родилась *Дата* в *Адрес*, согласно свидетельству о рождении VIII-АИ *Номер* от *Дата* ее родителями указаны: мать ФИО2, отец ФИО3 (л.д. 11).
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от *Дата* ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав.
Согласно справки ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Асбеста» *Номер* от *Дата* года, ФИО1 в период времени с *Дата* по *Дата* проходила курс социальной реабилитации в стационарном отделении ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Асбеста» (л.д. 15).
*Дата* умер отец истца – ФИО3, что нашло подтверждение в свидетельстве о смерти I-АИ *Номер* от *Дата* (л.д. 13). *Дата* умерла мать истца – ФИО2 (л.д. 14).
В период времени с *Дата* по *Дата* Матухно М.Н. находилась в ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Асбестовский детский дом» (л.д. 16).
Как следует из архивных справок, Матухно М.Н. обучалась в различных образовательных учреждениях, а именно:
- с *Дата* по *Дата* в Асбестовском профессиональном лицее *Адрес* (л.д. 17);
- с *Дата* по *Дата* в Асбестовском политехникуме по профессии «портной» (л.д. 18);
- с *Дата* по *Дата* в Асбестовском политехникуме по профессии «парикмахер» (л.д. 19);
- с *Дата* по настоящее время в Уральском колледже бизнеса, управления и технологии красоты (л.д. 20).
Согласно выписки из постановления главы города Асбеста *Номер* от *Дата* года, за истцом закреплено жилое помещение – квартира по адресу: *Адрес*, до достижения возраста 18 лет (л.д. 22). Из договора найма жилого помещения от *Дата* г., справки о регистрации *Номер* усматривается, что кроме истца в указанном выше жилом помещении зарегистрированы: братья истца – ФИО4, *Дата* года рождения, ФИО5, *Дата* года рождения, ФИО6, *Дата* года рождения, ФИО7, *Дата* года рождения, жена брата истца – ФИО8, *Дата* года рождения, племянницы истца – ФИО9, *Дата* года рождения, ФИО10, *Дата* года рождения, племенники истца – ФИО11, *Дата* года рождения, ФИО12, *Дата* года рождения, ФИО13, *Дата* года рождения (л.д. 23- 25).
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, истец проживала в указанном выше жилом помещении до определения ее в ГБУ СОН СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних *Адрес*». В настоящее время проживание истца в данном жилом помещении невозможно по причине того, что в квартире по адресу: *Адрес*, проживает брат истца со своей семьей, при этом, общая площадь жилого помещения, приходящее на одно лицо (43, 8 кв.м. : 10 = 4, 38 кв.м.), менее учетной нормы предоставления жилого помещения в г. Асбесте, (12 кв. м общей площади на одного человека), установленной Постановление Главы МО "г. Асбест" от 03.10.2005 N 433-ПГ "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании город Асбест"
*Дата* Матухно М.Н. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет, приказом ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по г.Асбесту от *Дата* *Номер* в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, однако ею было оказано в постановке на учет в связи с достижением ею возраста 23 лет (л.д. 10).
Фактически истец проживает в общежитии Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты, что подтверждается справкой, выданной заведующей общежитием (л.д. 21). Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *Дата* года, Матухно М.Н. зарегистрированных прав на жилые помещения не имеет (л.д. 26), членом семьи нанимателя жилого помещения – квартиры по адресу: *Адрес*, не является.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа в возрасте до 23 лет определял Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года, который не содержал положений, предусматривающих возможность постановки на учет для получения жилого помещения по указанной льготе по заявлению органов опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В данном случае государство в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права этих детей, свои обязанности не выполнили и права ребенка, оставшегося без попечения родителей, не защитили.
Однако, по мнению суда, истец не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки, учитывая при этом и то обстоятельство, что на момент возникновения у нее права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, она являлась несовершеннолетним и ее вины, в нарушении ее прав на получение жилья, не имеется.
Как пояснила истец в судебном заседании, ранее на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, поскольку о таком своем праве она не знала, уполномоченные органы в известность о наличие у нее права не поставили. Кроме того, установлено, что Матухно М.Н. до достижения ею возраста 23 лет обращалась к ответчику по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилье, однако, вопрос оставался неразрешенным.
Вместе с тем, истец Матухно М.Н. не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить ее на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении. При рассмотрении дела судом установлена объективная нуждаемость истца в жилом помещении.
Вопрос признания Матухно М.Н. нуждающейся в предоставлении жилого помещении по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, решается уполномоченным органом.
Следовательно, законные права Матухно М.Н. на постановку ее на учет на улучшение жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что ее возраст старше 23 лет.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным удовлетворить требования истца, восстановить Матухно М.Н., *Дата* г.р., срок для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по списку лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., *░░░░* ░.░., ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░░ ___________________________ ░.░. ░░░░░░░