Решение по делу № 2-951/2014 от 09.07.2014

Дело 2-951/2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 августа 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Аксёновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску ФИО2 к отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по <адрес> о признании добросовестным приобретателем и возложении обязанности по постановке автомобиля на регистрационный учет,

у с т а н о в и л а:

    ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по <адрес> (далее- ГИБДД) о признании добросовестным приобретателем автомобиля <данные изъяты>, и возложении обязанности по постановке данного автомобиля на регистрационный учет.

Судом к участию в деле в качестве 3/лиц привлечены Пермская таможня Федеральной таможенной службы и ГУ МВД России по <адрес>.

В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел по договору купли-продажи автомобиль <данные изъяты>. Продавцом по договору выступал ФИО4, данные которого также были указаны и в паспорте транспортного средства. При этом фактически передачу транспортного средства, а соответственно и получение денежных средств, осуществлял посредник. После подписания договора и передачи транспортного средства, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГИБДД <адрес> с заявлением о постановке автомобиля на регистрационный учет, однако в этом ему было отказано, поскольку при проведении проверки документов на автомобиль было установлено, что паспорт транспортного средства является поддельным. Считает данный отказ незаконным, поскольку он на момент приобретения автомобиля не знал и не мог знать о том, что паспорт транспортного средства является поддельным, а соответственно является добросовестным приобретателем спорного автомобиля. В связи с чем, просит признать его добросовестным приобретателем автомобиля и возложить на ГИБДД по <адрес> обязанность по остановке его на регистрационный учет.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании его доводы поддержала. Более того, пояснила, что исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, сам по себе факт подделки ПТС не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. При обращении истца в ГИБДД <адрес> каких-либо несоответствий автомобиля требованиям безопасности движения выявлено не было, соответственно оснований для отказа в постановке его на регистрационный учет не имеется.

Представитель ГИБДД <адрес> ФИО6 заявленные требования не признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ к ним обратился истец с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля <данные изъяты> представив паспорт транспортного средства за №. При проведении проверки документов на автомобиль, сверке и узлов и агрегатов, а также при занесении данных автомобиля в электронную базу «ФИАС ГИБДД» было установлено, что представленный истцом ПТС является поддельным, а аналогичный ПТС был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Пермской печатной фабрикой и ДД.ММ.ГГГГ выдан таможенным постом «<данные изъяты>» на автомобиль <данные изъяты>. Более того, при последующей проверке было установлено, что какие-либо данные о прохождении автомобилем таможенного оформления при ввозе его на территорию РФ, отсутствуют. Таким образом, поскольку истцом на регистрацию был представлен подложный документ, а именно ПТС, а также в связи с тем, что автомобиль не проходил таможенного оформления, истцу в постановке автомобиля на регистрационный учет было отказано. Кроме того, пояснил, что ГИБДД вправе выдавать лишь дубликат паспорта транспортного средства в связи с его утратой, выдача подлинного паспорта транспортного средства, ввозимого на территорию РФ, осуществляется таможней РФ после прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей.

Представители ГУВД по <адрес> и Пермской таможни в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

    Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрел у ФИО4 по договору купли-продажи автомобиль <данные изъяты>, что подтверждается копией договора (л.д. 13).

При заключении договора истцу совместно с автомобилем был передан паспорт транспортного средства (л.д. 29-30), из которого следует, что ПТС был выдан ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ Центральной акцизной таможней <адрес> при ввозе автомобиля на территорию РФ через <адрес>, впоследствии автомобиль был поставлен на регистрационный учет в ГИБДД УВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ снят с учета и продан по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, которым автомобиль был поставлен на учет в ГИБДД УВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ автомобиль вновь был снят с учета с целью его отчуждения на территории РФ.

В силу ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований.

Истец, заявляя требования о возложении на ГИБДД <адрес> обязанности по постановке на регистрационный учет автомобиля, ссылается на тот факт, что данный автомобиль был приобретен им на законных основаниях, а именно по договору купли-продажи. При оформлении документов он не знал и не мог знать о том, что данный автомобиль был ввезен на территорию РФ без таможенного оформления. Иных препятствий в постановке на учет данного автомобиля не имеется, поскольку он отвечает всем предъявляемым требованиям по безопасности движения.

Однако суд считает данные доводы необоснованными по следующим основаниям.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами указанного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу пунктов 1, 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Согласно п. 9 Приказа МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 г. N 496, N 192, N 134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Положения), наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 x 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются.

Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.

Копии паспортов, выполненные любым способом, в том числе фотокопии или светокопии, не могут служить заменой подлинников паспортов.

В соответствии с пунктом 1 ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, определен Правительством РФ в Постановлении от 23.10.1993 г. N 1090.

На основании п. 33 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления, а также при обнаружении признаков подделки представленных документов.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГИБДД <адрес> с заявлением, в котором просил поставить приобретенный им автомобиль на государственный регистрационный учет.

В совершении указанных регистрационных действий ФИО2 было отказано, поскольку при проведении проверки было установлено, что ПТС № от ДД.ММ.ГГГГ является поддельным и не соответствует техническим требованиям, предъявляем к данному бланку.Исходя из сообщения Пермской печатной фабрики Гознака (л.д. 28), бланк ПТС за № был изготовлен фабрикой ДД.ММ.ГГГГ и отгружен ДД.ММ.ГГГГ в адрес Центральной акцизной таможни ФТС России.

Как следует из постановления начальника отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8), при проведении проверки в рамках материала КУПС № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ПТС за № был выдан ДД.ММ.ГГГГ таможенным постом <данные изъяты> на автомобиль <данные изъяты>.

Согласно сведений, представленных Центральным информационно-техническим таможенным управлением (л.д. 24-25), автомобиль <данные изъяты> принадлежит на праве собственности гражданину <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был перемещен на территорию России в таможенном режиме временного ввоза на срок не более <данные изъяты> месяцев с обязательством обратного вывоза за пределы таможенной территории.

Как следует из сообщения центральной акцизной таможни (л.д. 26), информация о совершении таможенных операций в отношении транспортного средства <данные изъяты> в регионе деятельности ЦАТ отсутствует.

    Таким образом, исходя из представленных материалов установлено, что регистрация автомобиля <данные изъяты> была произведена по подложным документам, что фактически означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п.3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15.06.1998 года № 711 (в редакции Указа Президента РФ от 03.07.2008 г. № 1041) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с подп. «з» п.12 указанного Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его в случаях, если отсутствует документ, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

    Доводы истца о том, что автомобиль соответствует требованиям безопасности дорожного движения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу п. 19 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001, транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 6-7, 20 и 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (ред. от 30.08.2012), оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным органам (в зоне таможенного контроля) или подразделениям Госавтоинспекции.

Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после ДД.ММ.ГГГГ, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ. Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ или ввозимые в Российскую Федерацию до ДД.ММ.ГГГГ, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.

Паспорт транспортного средства выдается таможенными органами только после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.

Таким образом, из требований вышеуказанных норм, паспорт транспортного средства выдается таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства, с учетом требований подтверждения экологического класса.

В судебном заседании установлено, что спорный автомобиль таможенное оформление не проходил, а соответственно таможенные платежи не производились.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, предоставление доказательств в подтверждение своих доводов и возражений является обязанностью лиц, участвующих в процессе. В рассматриваемом случае допустимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что спорное транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения, суду не представлено.

В силу подп. "з" п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в РФ или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

С учетом данных обстоятельств ГИБДД, отказав ФИО2 в регистрации транспортного средства, действовала в пределах своих полномочий.

    Довод истца о том, что не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении дела о постановке на регистрационный учет этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника, лицом паспорта транспортного средства, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, подлежит отклонению по следующему основанию.

Приобретение права на транспортное средство, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Поэтому факт возникновения права собственности на автомобиль не имеют правового значения и не являются основанием для постановки транспортного средства на учет.

Довод о том, что выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом, также не может быть принят во внимание.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001, не подлежат государственной регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Также суд не принимает во внимание доводы истца о его добросовестности, поскольку нормы ст.302 ГК РФ в данном случае неприменимы в виду того, что право собственности на автомобиль никем не оспаривается. Названная статья регулирует отношения между собственником имущества и его приобретателем, органы ГИБДД участником данных правоотношений не являются. Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, в данном случае правового значения не имеют и не влияют на оценку оспариваемых действий (бездействий) должностных лиц органов ГИБДД.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований к отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД России по <адрес> о признании добросовестным приобретателем и возложении обязанности по постановке на регистрационный учет автомобиля <данные изъяты>, ФИО2 отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский горсуд в течение месяца с дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:        (подпись)

Копия верна.

Судья:                                    Т.В. Шадрина

2-951/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тетерин И.А.
Ответчики
ОГИБДД
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
lysva.perm.sudrf.ru
09.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2014Передача материалов судье
14.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее