Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Данилова А.В., при секретаре судебного заседания ФИО5, с участием помощника военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, -
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ) к ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО4, в котором просит истребовать из незаконного владения ответчиков в пользу ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, выселив их из данной квартиры без предоставления другого жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
Исковые требования обоснованы тем, что недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Наро-Фоминский городской округ, <адрес>, является федеральной собственностью, которая с момента постройки до ДД.ММ.ГГГГ была закреплена на праве оперативного управления за ФГУ «Алабинская КЭЧ района», а с указанной даты до настоящего времени – за ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, и весь период подлежала использованию названными учреждениями в пределах, установленных законом, в соответствии с его назначением и целями деятельности Министерства обороны Российской Федерации, и не подлежала отчуждению без согласия собственника.
Проведенными 72 военной прокуратурой гарнизона надзорными мероприятиями установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (Московский военный институт), в связи с чем ему присвоено офицерское воинское звание «лейтенант» и он назначен на воинскую должность.
ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы в войсковой части № ФИО2 и членам его семьи предоставлено во временное владение и пользование служебное жилое помещение – 3-х комнатная <адрес>-Фоминского городского округа <адрес> (договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с военной службы на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – по собственному желанию.
Принимая во внимание, что на момент увольнения общая продолжительность военной службы ФИО2 составляла менее 20 лет, право на обеспечение жильем от Минобороны России он не приобрел. В этой связи, увольнение ФИО2 с военной службы являлось основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и возлагало на него и членов его семьи обязанность освободить занимаемое служебное жилое помещение, которое подлежало предоставлению другому военнослужащему.
Однако до настоящего времени ФИО2 продолжает незаконно удерживать жилое помещение и отказывается его добровольно освободить.
В настоящее время в <адрес>, помимо ФИО2, зарегистрированы члены его семьи ФИО7, ФИО4 и ФИО3, которые не обладают самостоятельным правом владения и пользования указанной квартирой, а их права на указанную квартиру являются производными от прав ФИО2
Учитывая, что после увольнения ФИО2 с военной службы ответчики незаконно владеют спорной квартирой №, указанное имущество подлежит истребованию из их незаконного владения в пользу собственника – Министерства обороны Российской Федерации в лице его уполномоченного органа – ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ.
В связи с изложенным, ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения и снятию с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель истца помощник военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона ФИО6 поддержал требования иска, просил их удовлетворить, при этом против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Представитель ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, в ходатайстве просил удовлетворить исковые требования в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ.
Ответчики ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, с ходатайствами не обращались.
Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовали. Представитель 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в заявлении исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного третьего лица.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с тем, что суду не представлено документов, подтверждающих уважительность причин неявки ответчиков в судебное заседание, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по имеющимся в деле материалам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 1, 3, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений пункта 12 статьи 1, пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, полномочия по распоряжению имуществом, предоставленным Вооруженным Силам, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в лице его уполномоченных органов.
Как указано в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
До принятия указанного постановления полномочия по закреплению имущества за организациями на праве оперативного управления, изъятия из оперативного управления, передачи имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации находились в ведении Министерства имущественных отношений Российской Федерации, а впоследствии - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
В силу статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Как следует из материалов дела, на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ принят в эксплуатацию 10-ти этажный 2-х секционный жилой дом на 80 квартир, расположенный по адресу: <адрес>.
Строительство указанного жилого дома осуществлялось на средства Министерства обороны Российской Федерации на основании титульного списка, утвержденного Командующим войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ генеральным подрядчиком – строительным управлением Московского военного округа (войсковая часть №
На основании распоряжения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой <адрес> внесен в реестр федерального имущества (№) и закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «Алабинская КЭЧ района».
В ДД.ММ.ГГГГ году во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Алабинская КЭЧ района» реорганизовано путем присоединения к вновь созданному ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, в связи с чем названному управлению переданы полномочия по учету, содержанию и управлению недвижимым имуществом, находящимся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, и ранее закрепленным на праве оперативного управления за Алабинской КЭЧ района. Жилой <адрес> передан на баланс ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ в общей массе переданного имущества согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенных ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ мероприятий по учету и управлению закрепленным недвижимым имуществом в реестр федерального имущества внесены сведения о жилых помещениях, расположенных в <адрес>, в том числе о <адрес>, которой присвоен номер №
Согласно выписке из ЕГРН, данная <адрес> настоящее время находится в собственности Российской Федерации (запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью, которая с момента постройки до ДД.ММ.ГГГГ была закреплена на праве оперативного управления за ФГУ «Алабинская КЭЧ района», а с указанной даты до настоящего времени – за ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, и весь период подлежала использованию названными учреждениями в пределах, установленных законом, в соответствии с его назначением и целями деятельности Министерства обороны Российской Федерации, и не подлежала отчуждению без согласия собственника.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.
Согласно подп. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд – это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в числе прочих, служебные жилые помещения и жилые помещения маневренного фонда.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьей 100 ЖК РФ определено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (Московский военный институт), в связи с чем ему присвоено офицерское воинское звание «лейтенант» и он назначен на воинскую должность.
ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы в войсковой части 61896 ФИО2 и членам его семьи предоставлено во временное владение и пользование служебное жилое помещение – 3-х комнатная <адрес> (договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с военной службы на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – по собственному желанию.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жильем в собственность бесплатно или по договору социального найма предоставляется военнослужащим при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, или при увольнении с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и только при условии признания уполномоченным органом нуждающимся в жилых помещениях.
Поскольку ФИО2 уволен с военной службы по собственному желанию и на момент увольнения общая продолжительность его военной службы составляла менее 20 лет, право на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации он не приобрел.
Таким образом, увольнение ФИО2 с военной службы являлось основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и возлагало на него и членов его семьи обязанность освободить занимаемое служебное жилое помещение, которое подлежало предоставлению другому военнослужащему.
Вместе с тем, до настоящего времени ФИО2 продолжает удерживать жилое помещение и отказывается его добровольно освободить.
Согласно выписке из домовой книги, в настоящее время в спорной квартире помимо ФИО2 зарегистрированы члены его семьи: ФИО7, ФИО4 и ФИО3, которые не обладают самостоятельным правом владения и пользования указанной квартирой, их права на указанную квартиру являются производными от прав ФИО2
В соответствии со ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Аналогичные положения содержатся в ст. 100 ЖК РФ
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Учитывая, что после увольнения ФИО2 с военной службы ответчики незаконно владеют спорной квартирой, указанное имущество подлежит истребованию из их незаконного владения в пользу собственника – Министерства обороны Российской Федерации в лице его уполномоченного органа – ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 13 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу ч. 3 ст. 104 и ч. 1 ст. 103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, проанализировав и оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, учитывая, что спорное жилое помещение принадлежит Российской Федерации в лице ФГБУ «ЦТУИО» МО РФ, суд приходит к выводу, что после увольнения с военной службы ФИО2 у ответчиков отсутствует право пользования спорным служебным жилым помещением, в связи с чем они подлежат выселению и снятию с регистрационного учета.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора 72 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета – удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 в пользу ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, выселив их из данной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Снять ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес>
Ответчики вправе подать в Наро-Фоминский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.В. Данилов