Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 28 июня 2021 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Эйснер М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловой Натальи Сергеевны к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Орлова Н.С. обратилась в Минусинский городской суд с иском, уточнённым в порядке ст. 93 ГПК РФ (л.дл. 28) к ГУ-УПФ РФ в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное), в котором просит обязать ответчика зачислить возврат суммы в размере 333 698 рублей 40 копеек, использованных ранее для погашения основного долга и уплаты процентов по кредиту из средств материнского (семейного) капитала обратно на расчетный счёт Пенсионного фонда. Свои требования мотивировав тем, что 24.03.2011 ответчиком было вынесено решение об удовлетворении заявления истца о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в связи с чем 15.04.2011 средства материнского (семейного) капитала в размере 333 698 рублей 40 копеек были перечислены в Минусинское отделение ПАО «Сбербанк России2 в счет погашения кредита. В связи с тем, что материальное положение семьи ухудшилось и не было возможности платить банку по счетам, последний воспользовался своим правом залогодержателя и принял решение о её реализации, что бы погасить задолженность по ипотеке. 09.02.2021 истица обратилась к ответчику с заявлением о возврате средств материнского (семейного) капитала на счет пенсионного фонда, однако истцу в этом было отказано, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд (л.д. 4-7).
В судебном заседании истец Орлова Н.С. на исковых требованиях настаивала, в полном объеме, по основаниям изложенным в иске с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) по доверенности Рамбургер О.А. (л.д. 29) не возражала против удовлетворения исковых требований Орловой Н.С..
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в 2008 году истица Орлова Н.С. приобрела квартиру <адрес> с использованием средств ипотечного кредита в ПАО Сбербанк (кредитный договор №22592 от 16.05.2008). Ответчиком 24.03.2011 было вынесено решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала. 15.04.2011г. средства материнского капитала были перечислены в погашение задолженности по кредитному договору в ПАО Сбербанк. Решением Минусинского городского суда от 14.04.2021 обращено взыскание на заложенное имущество, принадлежащее на праве собственности Орлову Дмитрию Валентиновичу и Орловой Наталье Сергеевне, а именно: квартира, общей площадью 62,1 кв.м. с кадастровым номером <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов в форме открытого аукциона с установлением начальной продажной цены в размере 1 355 200 рублей.
Истица имеет намерение продать квартиру самостоятельно, и готова перечислить ответчику средства материнского капитала в полном объеме, с тем, чтобы восстановить свое право на распоряжение средствами материнского капитала, для того, чтобы в последующем, использовать эти средства. С учетом изложенного, истица просит обязать ответчика- Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе принять средства материнского капитала, полученные ею на основании решения о распоряжении средствами материнского капитала от 24.03.11г.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке). Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Из содержания Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ следует, что перечисленные выше дополнительные меры государственной поддержки предоставляются один раз.
В силу ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Суд полагает, что граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право на восстановление права на дополнительные меры государственной поддержки и учет этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.
Учету в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата подлежат денежные средства материнского (семейного) капитала, возвращенные в бюджет лицом, на счет которого они были перечислены. Если денежные средства возвращены не полностью, учету на лицевом счете подлежит только сумма фактически возвращенных средств. Таким образом, восстановленное право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано владельцем сертификата только в объеме возвращенных в бюджет средств материнского (семейного) капитала, выплаченных ранее.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в соответствующие бюджеты, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в ч. 4 ст. 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 вышеприведенного федерального закона размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело восстанавливается в случаях: возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала; обращения лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в территориальный орган ПФР с документом, подтверждающим восстановление его в родительских правах (погашение (снятие) с него судимости) - до принятия решения по заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отца детей, детей или его (их) представителей; получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица при возвращении в полном объеме средств материнского капитала ответчику имеет право на восстановление своего права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Как следует из приведенных выше норм права, в том случае если, денежные средства, предоставленные пенсионным фондом, не были потрачены на предусмотренные законом цели, держатель сертификата на получение материнского капитала сохраняет право на распоряжение этой суммой повторно, реализуя его путем повторной подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Возвращение таких средств, при наличии желания их получателя использовать их на другие, предусмотренные законом цели, по мнению суда, должно иметь такие же правовые последствия.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска в полном объеме, так как имеются основания восстановления права истца на распоряжение средствами материнского капитала, при возврате истцом средств материнского капитала ответчику в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Орловой Натальи Сергеевны к ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края (маранное) о возложении обязанности –удовлетворить в полном объеме.
Возложить на ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) обязанность по зачислению суммы в размере 333 698 рублей 40 копеек, использованных ранее Орловой Натальей Сергеевной для погашения основного долга и уплаты процентов по кредиту из средств материнского (семейного) капитала обратно на расчетный счёт Пенсионного фонда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено 05 июля 2021 г.