Дело № 12-19/18
Р Е Ш Е Н И Е
г. Железногорск 19 марта 2018 г.
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Черенкова Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Власова Ю.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 28 в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 21 декабря 2017г. по делу об административном правонарушении по ст. 20.19 КоАП РФ в отношении Власова Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 28 в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, вынесенным 21 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, Власов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Власов Ю.В. обратился в суд с жалобой на постановление судьи, просит его отменить, указывая на то, что закон не содержит юридического определения незаконного пересечения периметра контролируемой зоны ЗАТО и не накладывает ограничения на место прохода граждан, имеющих на это право, на территорию ЗАТО. В материалах дела имеются сведения о том, что он имеет пропуск на территорию ЗАТО, поэтому ограничений на въезд и нахождение на территории ЗАТО на момент составления протокола он не имел, прошел на территорию ЗАТО законно и находился на ней законно. Кроме того, сотрудник полиции, составивший протокол, не вручил ему копию протокола, заставив его сфотографировать протокол на сотовый телефон.
Власов Ю.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление мирового судьи отменить, указывая на то, что он не имел возможности ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, с вменяемой ему статьей КоАП, чем было нарушено его право на защиту, т.к. копия протокола ему не вручалась, а фотографии, сделанные на сотовый телефон, оказались не читаемы, в протоколе он расписался за получение копии протокола, однако копию не получал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивают процессуальные гарантии не только своевременного ознакомления с протоколом об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но и вручение данному лицу копии протокола об административном правонарушении.
Как установлено в судебном заседании Власову Ю.В. копия протокола об административном правонарушении не вручалась. 18 ноября 2017 г. инспектором ОР ППСП МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск ФИО1 в отношении Власова Ю.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.19 КоАП РФ. Как следует из указанного протокола, Власов Ю.В. с нарушением не был согласен, с протоколом ознакомлен, в графе «копию протокола получил» имеется подпись Власова Ю.В.
В судебном заседании Власов Ю.В. пояснил, что он не получал копию протокола об административном правонарушении, т.к. копию протокола надо было сделать в отделе полиции, куда он не мог поехать по причине отсутствия свободного времени, по просьбе сотрудника полиции он сфотографировал копию протокола и расписался за его получение, однако фотография оказалась нечитаемой и он был лишен возможности внимательно ознакомиться с протоколом и выработать позицию защиты.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - инспектор ОР ППСП МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск ФИО1, в судебном заседании пояснил, что протокол об административном правонарушении 18.11.2017 г. он составлял в присутствии Власова Ю.В., который с протоколом ознакомился, копию протокола на месте при составлении протокола ему не вручили, т.к. не было возможности изготовить копию протокола на месте. Для получения копии протокола Власову Ю.В. предложили проехать в отдел полиции, куда его повезли, однако последний сказал, что у него мало времени, поэтому ему предложили сфотографировать протокол и расписаться в получении копии протокола, что он и сделал. Копия протокола Власову Ю.В. не вручалась, почтой не направлялась.
При таких обстоятельствах фактически лицо, привлекаемое к административной ответственности, отказалось от получения копии протокола об административном правонарушении.
Из системного анализа действующего законодательства следует, что при отказе лица, привлекаемого к административной ответственности, от получения копий процессуальных документов, указанные копии в обязательном порядке в течение трех суток со дня их составления должны быть направлены в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, посредством почтовой связи, о чем на соответствующих документах делается отметка.
Допущенное должностным лицом ГИБДД нарушение требований законодательства повлекло за собой нарушение прав Власова Ю.В., гарантированных Конституцией Российской Федерации: на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Из вышеизложенного следует, что при производстве по данному административному делу были допущены нарушения основополагающих принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Факт ненаправления Власову Ю.В. и неполучения им копии протокола об административном правонарушении был установлен мировым судьей, что следует объяснений Власова Ю.В. в судебном заседании, изложенных в протоколе судебного заседания от 21.12.2017 г. при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как следует из пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Несмотря на указанное разъяснение Верховного Суда Российской Федерации мировым судьей протокол об административном правонарушении с материалами дела не был возвращен должностному лицу для устранения недостатков.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Таким образом, мировым судьей при рассмотрении административного дела в отношении Власова Ю.В. не были обеспечены процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд выносит решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако сроки привлечения к административной ответственности Власова Ю.В. к моменту рассмотрения жалобы истекли.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, т.к. сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, истекли.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 28 в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 21 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, которым Власов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.
Судья Железногорского городского суда Е.В.Черенкова