РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2019 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Неугодникова В.Н.,
с участием административного истца Огольцова В.В., его представителя Коноваловой О.В.,
при секретаре Кеян А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1487/2019 по административному иску Огольцова В. В. к администрации городского округа <адрес> об оспаривании постановления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Огольцов В.В. обратилась в суд с указанным выше административным иском, просил признать незаконным постановление администрации г.о.Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований административный истец указала, что решением Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.о. Жигулевск возложена обязанность по предоставлению Огольцову В.В. вне очереди жилого помещения на состав семьи один человек на условиях социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом жилой площади, находящейся в собственности Огольцова В.В.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
В настоящее время административному истцу стало известно, что постановлением администрации г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Огольцову В.В. по договору социального найма было предоставлено жилое помещение площадью 31,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В июне 2019 года данное жилое помещение было осмотрено административным истцом, в результате чего было установлено, что квартира находится на первом этаже девятиэтажного жилого дома. В жилом помещении находились чужие вещи, в квартире не хватает дневного света, так как за окном растут кусты и деревья. По словам истца, при осмотре в дневное время в квартире не хватает было очень темно, тихо и стоял затхлый запах подвала. Ремонт после бывших жильцов в квартире не произведен: на потолке грязная побелка; стены оклеяны обоями, местами имеющими загрязнения, местами отходящими от стен; полы старые деревянные, при ходьбе шатаются и скрипят; на кухне старая грязная плита; сантехника также старая и грязная. Огольцов В.В. также считает, что затхлый запах в квартире свидетельствует о том, что вентиляция не работает, канализация старая и неисправная. Общее состояние квартиры, по мнению истца, неудовлетворительное и требует капитального ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика был направлен отказ от предлагаемой квартиры в виду ее ненадлежащего состояния.
Истец указывает, что в связи с тем, что он является <данные изъяты> с <данные изъяты>, единственным источником дохода для него является пенсия, провести капитальный ремонт самостоятельно не представляется возможным, тогда как проживание в неотремонтированной квартире пагубно скажется на состоянии его здоровья.
В настоящее время истец проживает в новом доме с отличным ремонтом и новой сантехникой и вселение в квартиру, требующую капитального ремонта, по его мнению, ухудшит его жилищные условия.
На основании изложенного Огольцов В.В. считает, что оспариваемое постановление администрации г.о. Жигулевск является незаконным и нарушает жилищные права истца, поскольку предоставленное ему по договору социального жилое помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к условиям проживания к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, а также принято без учета состояния здоровья истца.
В судебном заседании административный истец Огольцов В.В., его представитель Коновалова О.В. на требованиях настаивали, просили удовлетворить. Настаивали на доводах, изложенных в обоснование требований. Дополнительно сослались на то, что право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не зарегистрировано, в связи с чем данное жилое помещение, по их мнению, не может быть предоставлено по договору социального найма. Кроме того указали, что предоставленное истцу жилое помещение, по их сведениям, не свободно от прав третьих лиц, там до настоящего времени зарегистрированы иные лица.
Представитель административного ответчика администрации г.о.Жигулевск в судебное заседание не явился, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Ранее предоставила возражения на административное исковое заявление, в котором с требованиями Огольцов В.В. не согласилась.
Указала, что оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ № было принято на основании решения комиссии по жилищным вопросам. Оформленной протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, считает, что оспариваемое постановление принято надлежащим органом в рамках своей компетенции.
Жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит муниципальному образованию г.о. Жигулевск, является изолированным жилым помещением и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим нормам и правилам. Площадь квартиры превышает норму предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан.
Ответчик утверждает, что на момент предоставления Огольцову В.В. указанного выше жилого помещения оно свободно от притязаний третьих лиц. Ранее жилое помещение по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ занимали граждане П.В.М., К.В.Я. Кроме них в квартире были зарегистрированы Г.В.В., П.В.М. Все указанные лица сняты с регистрационного учета.
Таким образом, по мнению ответчика, предоставленное истцу жилое помещение полностью соответствует критериям решения Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В частности, указала, что каких-либо требований относительно этажности жилого помещения в решении не содержится. Истцом в администрацию г.о. Жигулевск не предоставлено медицинских документов, подтверждающих, что ему по состоянию здоровья не может быть предоставлено жилое помещение на 1 этаже, в представленной истцом программе реабилитации таких требований также не содержится. Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела Огольцову В.В. было предложено иное жилое помещение, расположенное не на 1 этаже, однако от него административный истец также отказался.
На основании изложенного считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав административным ответчиком, также как и доказательств создания ему препятствий к осуществлению прав и реализации законных интересов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу подпунктом 9, 11 статьи 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (подп. 3 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ).
Статьей 63 ЖК РФ определено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 ЖК РФ что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В силу пункта 4 статьи 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 4 статьи 57 ЖК РФ).
Статьей 14 Закона Самарской области от 05.07.2005 № 139-ГД «О жилище» также предусмотрено, что заявителям и членам их семей, состоящим на учете, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, к компетенции которого нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отнесено принятие такого решения (далее - соответствующий орган местного самоуправления). Данные решения выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия.
Решение соответствующего органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма должно содержать, в том числе, сведения:
1) решение предоставить заявителю жилое помещение муниципального жилищного фонда, находящееся по определенному адресу, по договору социального найма;
2) срок заключения с заявителем договора социального найма;
3) срок вселения заявителя и членов его семьи в жилое помещение муниципального жилищного фонда.
По договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 24.07.2008 № 1250 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г.о. Жигулевск для одиноких граждан определена в размере 30,0 кв.м. общей площади.
В соответствии со статьей 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ).
В силу полпункта 2 пункта 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе, квартира.
Согласно пункту 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с абзацем 5 статьи 17 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Судом установлено, что решением Жигулевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования Огольцова В.В., суд обязал администрацию г. о. Жигулевск предоставить истцу вне очереди жилое помещение в г. Жигулевск на состав семьи из одного человека на условиях договора социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом жилой площади, находящейся в собственности Огольцова В.В.
Как следует из указанного решения обязанность по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения возложена в администрацию г.о. Жигулевск в связи с наличием у Огольцова В.В. заболевания, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Приказу Минздрава РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
На основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках исполнения решения Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Огольцову В.В. на состав семьи 1 человек по договору социального найма было предоставлено жилое помещение общей площадью 31,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Срок заключения договора социального найма определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное жилое помещение принадлежит муниципальному образованию г.о. Жигулевск, что подтверждается выпиской из реестра объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городской округ Жигулевск и составляющих муниципальную казну от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы истца о том, что указанное жилое помещение не свободно от прав третьих лиц опровергаются материалами дела.
Ранее на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было предоставлено П.В.М.. Совместно с ней в жилое помещение был вселен ее супруг К.В.Я.. Кроме них в данном жилом помещении был зарегистрирован также сын нанимателя П.В.М..
П.В.М. был снята с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ; П.В.М. была снята с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ; К.В.Я. была снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее в указанном жилом помещении также был зарегистрирован Г.В.В., который был снят с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, сведения о правах третьих лиц в отношении предоставленного истцу жилого помещения у суда отсутствуют, административным истцом таких сведений также не предоставлено.
Согласно представленному суду техническому паспорту на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь составляет 31,2 кв.м., что соответствует норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г.о.Жигулевск.
Доводы административного истца о том, что право собственности муниципального образования г.о. Жигулевск на указанное жилое помещение в установленном законом порядке не зарегистрировано, по мнению суда, права административного истца не нарушает и не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, поскольку не препятствует в дальнейшем регистрации права муниципальной собственности на указанное жилое помещение.
Доводы административного истца о том, что предоставленное ему жилое помещение не пригодно для проживания, дела также не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В установленном законом порядке данное жилое помещение непригодным для проживания не признано. Доказательств обратного административным истцом не предоставлено.
Согласно представленному экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> соответствует государственным санитарным нормам и правилам, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Административным истцом, в свою очередь, не представлено каких-либо доказательств в опровержение указанного выше заключения, иных доказательств непригодности для проживания предоставленного ему жилого помещения.
Требований о предоставлении по договору социального найма вновь построенного жилого помещения жилищное законодательство не содержит.
Тот факт, что жилое помещение расположено на первом этаже, вопреки доводам административного истца, также не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку в решении Жигулевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо требований по этажности жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, не содержится.
Доказательств того, что Огольцовым В.В. в администрацию г.о.Жигулевск предоставлялись медицинские документы, которые бы исключали возможность предоставления ему жилого помещения на первом этаже многоквартирных домов, суду не представлено.
Напротив, как следует из пояснений представителя администрации г.о.Жигулевск в программе реабилитации истца отсутствовали ограничения по этажности жилого помещения, которое должно быть ему предоставлено.
В ходе рассмотрения настоящего дела истцом также не было представлено доказательств того, что ему не может быть предоставлено жилое помещение на первом этаже многоквартирного жилого дома.
Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела Огольцову В.В. было предложено иное жилое помещение, расположенное не на первом этаже, однако от него административный истец также отказался.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что предоставленное истцу жилое помещение отвечает нормам жилищного законодательства, соответствует нормам предоставления и требованиям, содержащимся в решении Жигулевского городского суда Самарской области от 04.12.2018. Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, права и законные интересы истца не нарушает, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. 64, 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Огольцову В. В. в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Огольцову В. В. по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 ноября 2019 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.Н. Неугодников