Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-846/2020 ~ М-836/2020 от 15.10.2020

                        Дело №2-846/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года                       г.Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой О.В.,

при секретаре Капитановой Л.А., помощнике судьи Дубовцевой Л.А.,

с участием представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) Е.С., действующей на основании доверенности от Д.М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Губиной Ю.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) об отмене решения, восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

    Губина Ю.В. обратилась в Колпашевский городской суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное), с учетом уточнения требований, об отмене решения от Д.М.Г. об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии от Д.М.Г., возложении на ответчика обязанности учесть на лицевом счете Губиной Ю.В. средства материнского (семейного) капитала в размере 214 013 рублей, возвращенные в Пенсионный фонд платежным поручением от Д.М.Г., а также о взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 4 000 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что в связи с рождением второго ребенка Д.М.Г. ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии . Средства материнского (семейного) капитала на строительство жилого дома без привлечения строительной организации в размере 214 013 рублей Пенсионный фонд перечислил истцу. В силу своего материального положения истец не смогла осуществить строительство. При обращении с заявлением в орган ПФ о возврате средств материнского капитала, ей было отказано Д.М.Г., так как возврат средств законом не предусмотрен. Платежным поручением от Д.М.Г. сумму 214 013 рублей она перечислена в пенсионный орган. Считает, что лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда РФ не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского капитала.

Истец Губина Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) Е.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, пояснив, что Федеральным законом №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрено восстановление права на меры государственной поддержки в случае возврата материнского (семейного) капитала, дополнительно указала, что средства материнского капитала в указанном истцом размере действительно поступили на счет ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Томской области.

Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.27 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР №1559-1 от 13.06.1990 года) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно п.п. 2 п. 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки, независимо от места их жительства.

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 ст. 7 настоящего Федерального закона.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

В силу ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (с 01.01.2018).

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом (ч.4).

    Статьей 10 указанного Федерального закона установлено, что Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, приложив к нему предусмотренные законом документы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании решения УПФР в <адрес> от Д.М.Г. Губиной Ю.В. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии (л.д.12).

Д.М.Г. Губина Ю.В. обратилась в клиентскую службу на правах отдела в <адрес> ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату строительства объекта ИЖС без привлечения строительной организации в сумме 214 013 рублей.Решением УПФР в <адрес> (межрайонное) от Д.М.Г. заявление Губиной Ю.В. удовлетворено, принято решение о направлении средств на оплату строительства в сумме 214 013 рублей.

Платежным поручением от Д.М.Г. средства материнского (семейного) капитала в сумме 214 013 рублей, перечислены на счет истца.

После обращения истца в Д.М.Г. в УПФР в <адрес> (межрайонное), получен ответ о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, было прекращено в связи с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала. ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 не предусмотрено восстановление права на меры государственной поддержки в случае возврата средств материнского (семейного) капитала.

Платежным поручением от Д.М.Г. Губиной Ю.В. денежные средства в сумме 214 013 рублей в качестве возврата средств материнского (семейного) капитала, перечислены на счет ГУ –ОПФ России по ТО ( ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

К числу названных мер относятся, в частности, меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий (пункт 1 статьи 2 указанного выше Федерального закона).

Частью 1 статьи 9 данного Федерального закона предусмотрено, что средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10, 11 и 11.1 данного Федерального закона.

В силу части 7 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат.

Абзацем первым пункта 51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.03.2014 N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки" предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала, получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

При таких обстоятельствах, граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.

Учету в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата подлежат денежные средства материнского (семейного) капитала, возвращенные в бюджет лицом, на счет которого они были перечислены.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, поскольку данная сумма выделяется конкретному лицу и носит именной характер.

Доводы ответчика о том, что законом не предусмотрено восстановление права на дополнительные меры государственной поддержки в случае возврата средств материнского (семейного) капитала, суд находит несостоятельными по следующим основаниям:

    Пунктом 51 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.03.2014 N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки" прямо предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала; получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (п. 52 Распоряжения).

Учитывая, что денежные средства, выделенные истцу в качестве меры социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возвращены на счет Отделения ПФР по Томской области, фактически своим правом на материнский (семейный) капитал истец не воспользовалась.

Таким образом, государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" истец не получила, при этом реализовать такое право в отсутствие решения суда возможности не имеет.

При этом отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

С учетом изложенного и названных норм законодательства, решение УПФР в <адрес> (межрайонное) от Д.М.Г. подлежит отмене, Губина Ю.В. должна быть восстановлена в правах на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от Д.М.Г. серии , а возвращенные платежным поручением от Д.М.Г. средства материнского (семейного) капитала подлежат учету на лицевом счете Губиной Ю.В.

Таким образом, исковые требования Губиной Ю.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из квитанции, истцом при подаче иска оплачена госпошлина в размере 300 рублей.

В связи с рассмотрением дела истцом были понесены расходы на составление искового заявления в размере 4 000 рублей, что следует из квитанции от Д.М.Г., выданной ИП Т.В. Данный документ, по мнению суда, является достоверным доказательством, подтверждающим понесенные расходы.

Указанные суммы в размере 300 рублей и 4000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░.░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29.12.2006 ░░░░ №256-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░.░.░..

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 214 013 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░..

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 4 300 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░.░.░..

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░

2-846/2020 ~ М-836/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Губина Юлия Викторовна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе (межрайонное)
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Сафонова Оксана Валериевна
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
15.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Подготовка дела (собеседование)
10.11.2020Производство по делу приостановлено
11.12.2020Производство по делу возобновлено
11.12.2020Подготовка дела (собеседование)
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2021Дело оформлено
29.01.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее