Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2317/2023 ~ М-940/2023 от 02.03.2023

63RS0039-01-2023-001044-33

2а-2317/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 июня 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2317/2023 по административному иску Борисовой Л.С. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, устранении нарушений,

установил:

Борисова Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 437 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> Для приобретения смежного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, истец обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с соответствующим заявлением. Распоряжением от 07.12.2022 № РД-2233 истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченной улицами - автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в связи с чем образование земельных участков возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. С таким решением истец не согласен, указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), не предполагающей размещение многоквартирных домов. В отношении территории, на которой распложен земельный участок, утвержден проект планировки территории, согласно которому земельный участок расположен в зоне планируемого размещения жилых домов с приусадебными земельными участками. При этом проект межевания в отношении территории, на которой расположен земельный участок, не разработан и не утвержден, что позволяет образовать земельный участок на общих основаниях. Испрашиваемый земельный участок определен в фактических границах в натуре, имеет координаты характерных точек, с границами какого-либо другого земельного участка не пересекается, правами третьих лиц не обременен. Все окружающие земельные участки имеют собственные ограждения, отделены от других земельных участков дорогой (ул. Луговая) и внутриквартальными проездами, то есть территорией общего пользования. Ссылаясь на изложенное, просит признать вышеуказанное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Рахматулин М.М. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Завьялова Я.Р. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 437 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>

21.11.2022 на основании ст. 9.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" административный истец обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании представления в аренду без проведения торгов смежного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 460 кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 07.12.2022 № РД-2233 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ по причине того, что земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченной улицами - автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в связи с чем образование земельных участков возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

С такими решениями нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

При этом в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.

Таким образом, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории.

Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N738/пр утверждены следующие виды элементов планировочной структуры: 1. Район; 2. Микрорайон; 3. Квартал; 4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; 6. Территория транспортно-пересадочного узла; 7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 8. Улично-дорожная сеть.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что элемент планировочной структуры, застроенный многоквартирными домами, в котором находятся испрашиваемые земельные участки, образован улично-дорожной сетью, включающей ул. Луговая, ул. Охтинская, ул. Новосельская. В данном элементе планировочной структуры расположены многоквартирные жилые дома, в том числе, по адресу: г.Самара, ул. Охтинская, дом 38, 42, 42, 48, 50, 39, г.Самара, ул. Луговая, д. 1.

Вместе с тем, согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования г.о.Самара, не предполагающей размещение многоквартирных домов.

В соответствии с Картой функциональных зон г.о. Самара Генерального плана г.о. Самара, утвержденного Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539, земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В отношении территории, на которой распложен земельный участок, Распоряжением Правительства Самарской области от 20.04.2017 № 320-р утвержден проект планировки территории, в соответствии с которым в границах квартала, ограниченного улицами ул. Луговая, ул. Охтинская, ул. Новосельская, выделено несколько зон, в том числе две зоны планируемого размещения многоквартирных жилых домов. Испрашиваемый земельный участок в данные зоны не входит, расположен в зоне планируемого размещения жилых домов с приусадебными земельными участками.

Из публичной кадастровой карты следует и подтверждается выписками из ЕГРН, что испрашиваемый земельный участок со всех сторон окружен земельными участками с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «блокированная жилая застройка», земельные участки отделены от других территорий внутриквартальными проездами.

Принимая во внимание, что территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в соответствии градостроительным зонированием относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также учитывая, что проектом планировки территории на рассматриваемой территории выделяется несколько различных зон, в том числе самостоятельная зона размещения многоквартирных домов, объединение административным ответчиком всей данной территории в один элемент планировочной структуры является необоснованным.

Доводы административного ответчика о том, что строение по адресу <адрес> состоящее из двух квартир, является многоквартирным домом, также являются несостоятельными. Как следует из заключения кадастрового инженера Лысова С.И. от 31.05.2023, принадлежащее административному истцу жилое помещение по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеет самостоятельный (отдельный) выход на данный земельный участок, имеет одну общую боковую стену со смежным помещением, принадлежащем иному лицу, общая боковая стена не имеет проемов, следовательно, в силу п. 40 ст. 1 ГрК РФ указанное жилое помещение является жилым домом блокированной застройки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемого распоряжения, о нахождении земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не нашли подтверждения, в связи с чем имеются основания для признания распоряжения не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы административного истца.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов публичной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Борисовой Л.С. к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 07.12.2022 № РД-2233 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Борисовой Л.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2023.

2а-2317/2023 ~ М-940/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисова Л.С.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Рахматулин М.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация административного искового заявления
03.03.2023Передача материалов судье
07.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее